Если бы мне в детстве вместо сказки о бедном Иванушке, который после всех мытарств женился на богатой царевне, или сказки, в которой гадкий утенок превращается в прекрасного лебедя, поведали историю о богатом и красивом юноше, который почел величайшим благом и счастьем добровольно отказаться от своего богатства и, препоясав бечевкой нищенскую одежду, выйти в мир, довольствуясь хлебом, есть который отказывались и собаки - мой детский разум осилить бы этого не смог. Впрочем, осилить и понять это мой разум не в состоянии и сейчас. Но, тем не менее, история о юноше, полюбившем госпожу Бедность превыше всех земных благ, является не сказкой, а описанием реальных исторических событий.
Франциск Ассизский - а этим удивительным юношей был именно он - родился в 1181/1182 г. в городе Ассизи в семье зажиточного горожанина, члена гильдии торговцев тканями Пьетро Бернандоне. Он, кого потрясенные потомки впоследствии называли «утренней звездой Возрождения», в молодости торговал в лавке своего отца, как и подобало юноше из его сословия. Общительный, щедрый и простодушный, он был душой компании, сорил деньгами, одевался по последней французской моде и по-трубадурски посвящал свои стихи Благородной Даме. Вежливый и добрый, он считал всех людей равными, и мог выскочить из-за своего прилавка и побежать за нищим, чтобы дать ему милостыню, так как, уделяя внимание покупателю, не смог помочь этому бедняге сразу...
Он жил во времена малых войн и крестовых походов, и со своим горячечным темпераментом мечтал о славе победителя. Но его военная карьера не удалась, и все, что случилось с ним после - плен и тяжелая болезнь - способствовало тому внутреннему перерождению, которое и привело Франциска к полному посвящению и служению Иисусу Христу.
Как же он служил Христу и почему он так полюбил бедность, что почитал ее возлюбленной своей невестой? «А потому, - говорил он своим «братцам», - что бедного в этом мире нечем зацепить, ибо - где бедность с радостью, там ни алчности, ни скупости, так как святая Бедность прогоняет скупость и мирские заботы; где терпение и смирение, там нет ни гнева, ни смущения, потому что святая Смиренность пригоняет гордость; где любовь и мудрость, там нет ни страха, ни смущения, потому что святая Мудрость прогоняет все козни лукавого, а святая Любовь прогоняет все страхи плоти...»
Однако, какими бы сумасшедшими ни казались его идеи и поступки, Франциск не был одиноким чудаком. Очень скоро у него появились последователи, и, поселившись в шалаше близ родного города Ассизи, они стали проповедовать покаяние и смирение. И эта проповедь имела такой успех, что к братству стало примыкать множество людей всех сословий. Кроме проповеди, Франциск и его «братцы» отстраивали церкви, ухаживали за прокаженными, которые жили вместе с ними, много молились и работали, помогая бедным на их полях. Францисканская община была открытой и не походила на обычный монашеский орден, так как имела апостольский характер и несла Слово Евангелия в мир, делая его доступным широким массам людей. Проповедь достигла даже мусульман, которых Франциск страстно желал обратить к Иисусу Христу. Евангельский характер жизни и проповеди францисканцев вовремя ответил на духовные запросы эпохи.
Каким же образом францисканство радикально повлияло на людей своего времени? Эпохам, где падают нравы даже среди монашества, где проповедь с церковного амвона становится сложной и непонятной для простых людей, и народом овладевает жажда роскоши и богатства - таким эпохам нужны потрясения...
«Если кто-то снял с тебя башмаки и убежал, - учил Франциск, - догони этого человека и отдай ему и чулки...» А кто из нас, к примеру, осмелился бы обратиться к нашему Президенту с такой невероятной просьбой: «...Если я буду говорить с императором, попрошу его постановить, чтобы никто не ловил братьев жаворонков и не причинял им никакого зла; равным образом чтобы все правители городов, замков и вилл обязаны были каждый год в Рождество Христово заставлять людей бросать хлеб и зерна на дорогу, за городом, чтобы было что есть братьям жаворонкам и другим птицам в день такого торжества...»
И уже совсем потрясающее: «Брат Лев, пиши, - сказал Франциск, - что есть истинная радость. Прибывает вестник и говорит, что все профессора из Парижа вступили в Орден - пиши, это не истинная радость; то же самое, если все архиепископы и епископы, король французский и король английский, пиши, это не истинная радость. То же самое, если бы братья мои пошли к неверным и обратили их всех в веру, говорю тебе, что во всем этом нет истинной радости.
Но какова же истинная радость? Я возвращаюсь из Перуджи и глубокой ночью прихожу сюда, и зима слякотная и до того холодная, что на рубашке намерзают сосульки и бьют по голеням и ранят так, что выступает кровь. И весь в грязи и во льду, замерзший, я подхожу к дверям, и после того, как я долго стучал и кричал, подходит брат и спрашивает: «Кто там?» Я отвечаю: «Брат Франциск». А он отвечает: «Иди прочь, уже поздний час; не войдешь». И когда я продолжаю настаивать, отвечает: «Иди прочь, ты простак и неграмотен, не подходишь нам». А я все стою под дверью и говорю: «Из любви к Богу приютите меня этой ночью». А он ответит: «Не буду. Поди в обитель к крестоносцам и там попроси». Говорю тебе, что, если сохраню терпение и не разгневаюсь, вот в этом и есть истинная радость, и истинная добродетель и спасение души».
Франциск умер в 1226 году, но от огня его души загорелись жизни многих людей - великого Данте, похороненного в одежде францисканцев, ученого Роджера Бэкона, первого натуралиста, короля Людовика, защитника бедных, и многих других. Он выбрал путь бедности, постов и молитв, чтобы полностью посвятить себя Христу, но при этом Франциск не был занудным аскетом. Кто может больше любить жизнь и все, что связано с ней, чем он? Судите сами...
...Хвала Тебе, Господь, в Твоих твореньях.
Ты создал брата Солнце, что сверкает
И образ Твой напоминает видом.
Хвала за кроткую сестрицу нашу, воду,
Веселую, прозрачную как слезы.
Хвала Тебе за то, что брат- огонь
Твоим веленьем освещает ночи,
Такой красивый, яркий и могучий.
Хвала Тебе за землю, нашу мать,
Которая нас на себе покоит,
Заботится о нас, плоды приносит,
И травы разные, и пестрые цветочки.
Хвала Тебе за тех, чье сердце склонно
Прощать людей, любви Христовой ради,
Кто утешает нас в болезнях, в горе, -
Блаженны те – они почиют в мире,
И ангелы украсят их венцами...
Дай мне, Господи, быть орудием Твоего мира,
Чтобы я приносил любовь ненавидящим,
Прощение – обижающим,
Примирение – враждующим,
Веру – сомневающимся,
Надежду – отчаявшимся,
Радость скорбящим,
Чтобы я приносил свет во тьму.
Дай мне, Господи, утешать, а не ждать утешения,
Понимать, а не ждать понимания,.
Любить, а не ждать любви.
Ибо кто дает, тот обретает,
Кто о себе забывает – находит себя,
Кто прощает – будет прощен,
Кто умирает – воскресает для жизни вечной.