Библейский взгляд

Между адом и раем

Елена Тарасенко

Между адом и раем"... О, трижды романтический мастер, неужто вы не хотите днем гулять со своею подругой под вишнями, которые начинают зацветать, а вечером слушать музыку Шуберта? Неужели ж вам не будет приятно писать при свечах гусиным пером?..

: слушай и наслаждайся тем, чего тебе не давали в жизни, - тишиной. Смотри, вот впереди твой вечный дом, который тебе дали в награду. Я уже вижу венецианское окно и вьющийся виноград, он поднимается к самой крыше. Вот твой дом, твой вечный дом..."

(М.Булгаков. "Мастер и Маргарита")

От этих слов веет покоем: Мечта, нарисованная Булгаковым, кажется такой реальной! И если вы когда-нибудь уставали от суеты и беготни этой жизни, от бессмысленной борьбы за существование, вы, возможно, тоже мечтали о чем-то подобном: О месте покоя, где можно было бы провести целую вечность. Жаль только, что об этом месте ничего не написано в Библии.

Простите, как это не написано? Разве мы сейчас не о рае говорили? Оказывается, нет. Ведь в рай Мастер как раз не попал: "Он не заслужил света, он заслужил покой". В рай просто так не пускают. Даже за творческие заслуги. Но не в ад же было посылать талантливого писателя. Вот им и пришлось придумать ему промежуточное место.

А мы-то, простые смертные, чем от него отличаемся? Мало кому нравится библейская категоричность. Свет и тьма, рай и ад: Неизвестно еще, что страшнее! В ад, конечно, никому не хочется, но и в раю, в присутствии святого Бога, мало кто может себя представить: В общем, нет ли еще чего-нибудь там, в вечности? Какого-нибудь приличного местечка для нормальных людей? Так, чтобы тепло, светло и всего в меру.

Что ж, за время существования христианства таких промежуточных мест придумали множество. Давайте посмотрим, что нам больше подойдет.

Ну, во-первых, чистилище у католиков. Там не очень праведные верующие проходят подготовку к вечному блаженству с помощью системы очистительных наказаний. Подробности можно узнать у Данте, но, по-моему, приятного в воспитательных мучениях мало. А еще у католиков есть:.. Тоже промежуточное место - отделение ада для некрещеных младенцев и праведных язычников. Там нет ни мучений, ни радости. Наверное, это нам тоже не подходит.

На "вечный дом" Булгакова больше всего похож, как это ни странно, земной рай свидетелей Иеговы. По их мнению, нечестивых Бог уничтожит, особые избранные займут место в "небесном правительстве", ну, а все остальные будут жить на земле, освобожденной от зла и страданий. Как это у них в журналах изображают - ну, просто красота. Труд, радость, счастливые лица, тачки с овощами!.. Что-то это мне напоминает. Знакомое что-то такое: Ах, да, коммунизм! Мы ведь тоже рай на земле строили.

Но не подумайте, что я все критикую чужие заблуждения. Даже у протестантов иногда мелькает странная идея о некоем месте "вне врат рая", где будут проводить вечность те, кто верит в Христа, но: не очень, то есть живет во грехе. Только я думаю, что надеяться на это место не стоит. По-моему, по этому адресу как раз ад располагается. Попадешь туда - поздно ведь будет.

Кстати, что касается ада. Есть много хороших людей, которые вообще в ад не верят. Они считают, что в конце концов все узнают Бога, станут лучше и спасутся. Это как раз то небиблейское учение, в которое мне лично больше всего хотелось бы верить. Современные психологи неустанно внушают нам, что добра и зла почти что и нет, а есть только проявление вашей уникальной личности. А вот нацисты миллионы людей уничтожили - с этим как быть? Нет уж, деваться некуда. Невозможно представить себе мать Терезу под ручку с Гитлером. Чтобы попасть на небо, негодяй должен стать другим человеком. Это возможно, но только на земле.

ИллюстрацияА самое главное то, что Сам Христос предупреждает о вечном наказании. Можно, конечно, предположить, что огонь, тьма, червь - это символы. Но в таком случае то, что они изображают, не лучше. Вряд ли Вечный огонь означает всего лишь "легкие угрызения совести". Иначе Господь не предостерегал бы нас, не старался спасти и не пошел бы на крест: Он, похоже, относился к этому серьезно.

То же, что будет в раю, видимо, вообще трудно выразить человеческими словами. Поэтому возникают всяческие недоразумения, и в представлении многих людей рай похож на что-то вроде слишком сладкой манной каши. Земная жизнь кажется намного интереснее.

Как-то Борис Гребенщиков в одном интервью сказал, что он вообще-то верующий, но загробная жизнь его не интересует. И его, как верующего, даже беспокоит собственное равнодушие к этому вопросу.

Бог ему, Гребенщикову, судья. На самом же деле это очень распространенная точка зрения. Но представьте себе влюбленных, которые не хотят быть вместе. Которым все равно, встретятся они или нет. Наверное, с ними что-то не в порядке. Если ты любишь, то хочешь быть возле любимого.

Понимаете, христиане мечтают не об арфах, пальмовых ветвях и наградах за праведную жизнь. И даже не о том, чтобы встретиться с умершими родными и близкими. Мы хотим как раз того, что трудно себе представить. Мы хотим увидеть Господа. Того, кого мы успели немного узнать и полюбить здесь, на земле. На самом деле вечная жизнь - это близкие отношения с Богом, и начинается она на земле. И небесное блаженство - ее естественное продолжение. А тот, кто здесь жил без Бога, окажется без Него и в вечности. Быть с Богом или без Него - значит быть в раю или в аду. Третьего места, как видите, нет.