«Что за прелесть эти сказки!» - восклицал Пушкин. И действительно, разве можно не любить сказки? Ведь там все невозможное становится возможным, добро всегда побеждает зло, сами по себе ходят ведра, а любимых героев воскрешает живая вода. Какая-то непостижимая высокая тайна пронизывает их – так нам виделось в детстве. Не хочется ломать стереотипы и развенчивать идеалы, но, может быть, стоит посмотреть на сказки под иным углом зрения? Мы беседуем об этом с Сергеем Кавецким, переводчиком, преподавателем Библейской школы. Он любит сказки и прочитал о них немало исследований. Вот его мнение.
Сказка - что это? Народный эпос, плод фантазии? Когда и как они возникли и что выражали?
Сказки на Руси существовали очень давно, еще в языческие времена, когда письменности еще не было. В них народ пытался объяснить непонятные явления природы, устройство мира, а также создать такие образы, которые передавались бы из поколения в поколение, выражая основные чаяния и душу народа.
Каковы основные сюжеты и герои? Почему они могли возникнуть в народном сознании?
Дело в том, что народ в основной своей массе жил настолько плохо, что сказка явилась плодом народной кручины и печали. Образы Кручины, Горя-злосчастья, Василия бездольного говорят сами за себя. Часто героями сказок становятся в буквальном смысле жертвы злой мачехи, завистливых сестер, братьев и вообще злых, недобрых людей. И вот от этой скудости и бедности жизни и думал народ, как разогнать злую кручину и чем жить.
И каким же образом сказка решает их проблемы?
Вот эта кручина и тоска постоянно наталкивали народ на мысль о каком-то новом, ином царстве. Но поиск этого царства решался двояко. С одной стороны, люди мечтали о сытной пище, богатой жизни, достатке. Как, например, начинаются некоторые сказки: «На море-окияне, на острове Буяне стоит бык печеный, в заду чеснок толченый; с одного боку - режь, с другого - ешь». Конечно, это вульгарный, как бы нижний этаж русской сказки. Здесь героем зачастую является солдат-дезертир, лентяй Емеля, Сенька-вор. Материальные блага в таких сказках герои хотят заполучить, не ударив пальцем о палец, чтобы все свалилось «по щучьему веленью»: и скатерть-самобранка, и гусли-самоплясы, и царевна в придачу. И, обратите внимание, часто это или просто валится в дом, или же заполучается воровством. К сожалению, на этом нижнем, вульгарном уровне сказок - воровство, лень, обман, хитрость чуть ли не прославляются. Даже цари дают задание - «пойди туда, не знаю куда, и принеси!» А как же это взять? И богатыри, и царевичи хитростью и воровством добывают жар-птицу, царевну. А потом - пир на весь мир! Это мы тоже умеем!
Но ведь есть сказки с вполне безобидными образами. К примеру, Курочка Ряба.
А вы помните, во что упирается идея с Курочкой Рябой? Золотое яйцо ведь не приносит счастья и удовлетворения. Ведь ни дед, ни баба его не разбили. То есть, свались на нас золотой слиток, решит ли он наши проблемы, а?
И здесь мы как раз подходим к другому уровню сказок, где народ поднимался над материальными благами, интуитивно чувствуя, что истинное счастье не только в том, чтобы сладко есть, мягко спать и ничего не делать. Что это искомое иное царство не здесь, а там, за облачными далями, за тридевятью землями, у врат зари.
И кто же был носителем той, не приземленной мудрости в таких сказках?
Мы видим, что главным героям часто помогают Василиса Премудрая, вещая жена или вещая невеста, иногда вещий старец или Божий человек. Но чаще все же это связано с женскими образами, которые часто советуют героям молиться и ложиться спать. А сами с помощью всякого волшебства решают их проблемы.
А как конкретно эти образы появились? И в чем был их смысл?
К примеру, царевна-лягушка. Этот образ возник уже на рубеже язычества и принятия Русью христианства. И когда Ивану выпала в невесты лягушка, он должен был смириться перед Божьим провидением и принять это страшное, земное, но взамен он получил нечто прекрасное. И смотрите, ведь эта царевна-лягушка, которая затем становится женой Ивана, преодолевает все препятствия на пути своего суженого, выручает его из беды, выполняет за него все службы. И здесь мы тоже видим, что счастье главного героя добывается им не собственною силою и подвигом, а достается даром, как бы в виде приданого за свою жену.
А как же тогда богатыри и царевичи решали проблему борьбы добра со злом? И кто был носителем этого зла?
Известные всем Баба-Яга и Кощей Бессмертный возникли еще в те времена, когда Русь подвергалась набегам тюркских племен - половцев, печенегов. И вызваны они то ли страхом, то ли ненавистью к завоевателям. У нас до сих пор «бабайкой» пугают. Корни этих имен тюркские. Бабай - пожилой человек, Ага - уважаемая должность. Кощи - командир 1000 бойцов, атаман. Наш казацкий кош и кошевой тоже оттуда пляшут.
А почему в русских сказках так много внимания уделяется дурачку? Зачем ему нужно было притворяться, лукавить, ведь в результате он оказывался не таким уж и дурачком и всегда оставался в выигрыше?
С одной стороны, чтобы сохранить своего любимого ребенка от злых духов, язычники часто выдавали его за дурачка, несмышленыша, и, вообще, не нашего, так сказать, роду-племени. Но в сказках смысл этого образа мог состоять в следующем. Смотрите, ведь поступки дурачка совершаются вопреки всяким расчетам. Вопреки здравому житейскому смыслу, словно по какому-то наитию. И мудрость, которая им руководит - не его, ведь ему помогают то Василиса Премудрая, то Сивка-Бурка, то какой-нибудь клубочек, указывающий путь. Скорее всего, это объясняется тем, что-то искомое, неизреченное иное царство обладает и запредельной, иной для человека силой и мудростью. Именно этим и можно объяснить, что человеческое неразумие в сказке торжествует и превозносится над мудростью и силой в житейском, человеческом смысле.
Могла ли сказка быть не только выразителем народной души, но и воспитывать?
Конечно! Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам - урок! И здесь главное - как эту сказку преподнести ребенку. Ведь зачастую ребенок так захватывается сказкой, что не обращает внимания на то, что любимый герой ворует принцесс, Жар-птиц, и поэтому нужно ему объяснить, что этот воровской идеал - низкий, вульгарный уровень в сказке. Что права народная пословица: без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
Смотри, Сергей, вот мы говорили о том, что в сказке искалось иное царство. И для одних это был идеал жирной пищи и сладкой жизни, которые даются даром. Но ведь и в сказках высшего уровня основную работу за главного героя выполняет то Василиса Премудрая, то какие-нибудь волшебные животные или вещи.
Я могу на это ответить словами исследователя русской сказки Е.Н.Трубецкого: «…В русской сказке мы имеем яркий образец мистики пассивных переживаний человеческой души… Здесь человек чувствует ту чудесную силу, ... ту магию, которая превращает его из жалкого дурака в сказочного красавца, и тот нездешний ум, который восполняет его человеческое безумие и незнание.
Но... в русской сказке необыкновенно слабо выражено действие снизу. В ней сказывается настроение человека, который ждет всех благ жизни свыше и при этом совершенно забывает о своей, личной ответственности… Замена личного подвига надеждой на чудесную помощь, слабость волевого героического элемента – таковы черты, которые болезненно поражают в русской сказке».
Как ты думаешь, а почему Пушкин так любил сказки? Что смог он там почерпнуть?
Не знаю, почему Пушкин любил сказки, но знаю, что почерпнуть там можно все, что угодно - и тягу к высшему идеалу, и тягу к лени, воровству и сонливости. Сам Пушкин в сказках часто описывает образы сонных богатырей (помните, спящая голова в «Руслане и Людмиле»).
А что не хватает народу, чтобы пробудиться от этого лентяйского ли вещего сна? Есть ли сказки, которые бы показывали реальный выход?
Я не вижу в сказках какого-то массового желания подняться над этим материальным уровнем. А сам по себе идеал вора и лентяя - это ведь злая и меткая карикатура на народ, ее создавший. Поэтому тот же Е.Н.Трубецкой писал: «Чтобы победить воровскую утопию «легкого» хлеба, недостаточно ни созерцательного экстаза, ни парения над житейским, ни даже молитвенного подъема к святому и чудесному. Для этого нужно живое дело. Мысль об ином царстве есть глубокое откровение нашего народного творчества. Но в жизни, как и в сказке, это откровение затемняется и заслоняется безобразною, кощунственною на него пародией. Пародия будет побеждена, когда новое царство перестанет быть красивою мечтою, когда оно будет понято нами, как призыв к труду и подвигу».
Что нового ты открыл в сказках для себя, чему научился?
Почти все новое. Будучи ребенком, я не обращал внимания, что многое там добывается воровством. Сейчас я смотрю на это глазами взрослого мужчины и христианина. Сказка - ложь, но в ней намек на состояние нашей души, которая, не зная Бога, настолько унижена и запугана.
Ведь вы сами видите, в каких экономических условиях мы живем. И народ, конечно, мечтает о другой жизни. Об ином царстве. И при вульгарном варианте мы мечтаем о машинах, сытной еде, но это все первый этаж.
Когда мы знаем, что есть Господь, предлагающий царство вечное, богатство нетленное, неизреченное и неисчислимое, и только познав Его истину, которая выше земных благ, которая противостоит лени, сонливости, мы сможем решать наши проблемы на совершенно другом уровне. Потому что, восприняв Божье царство через Его слово, мы обретаем надежду достичь этого царства. Прилагая наш труд, усилия и веру.