Будьте же счастливы, когда вас оскорбляют, преследуют и клевещут на вас, обливая вас грязью из-за Меня! Радуйтесь и ликуйте! Велика ваша награда на небесах!
Евангелие от Матфея, гл.5:11-12 Новый перевод РБО
Любопытное наблюдение. Редко кто, посещая христианские храмы или даже рассматривая их издали, оставался равнодушным к особой красоте и величию этих строений. Но стоит завести разговор о посетителях этих храмов, тут же восторгов заметно поубавится. Кто-нибудь обязательно зацепит давнюю проблему так называемых, «недостойных христиан».
Почему современная церковь так далека от того идеала, о котором говорил Иисус? Почему Тело Христово так мало напоминает Его Самого?
Вопрос непростой, поскольку каждый христианин (и я в том числе) - часть этой проблемы. А мы, в отличие от Иисуса, увы, пока несовершенны. И мир вокруг нас, будучи таким же далеким от совершенства, наблюдая за христианами, предпочитает замечать, подобно ущербным людям из аллегории Платона, «лишь тени, созданные светом, а не сам свет».
И все же, несмотря на это, существует множество положительных свидетельств, которые говорят сами за себя. Во имя Христа святой Франциск целовал прокаженных и снимал с себя последнюю рубашку, мать Тереза основала Дом для умирающих, Уилберфорс добивался отмены рабства, генерал Бут с женой организовали Армию Спасения, а Дороти Дей кормила голодных. Микеланджело, Бах, Рембрандт, посвящали лучшие свои творения единственно славе Господа. В коммунистическом Китае, в 60-70-е годы христиан бросали в тюрьмы, пытали, и почти вся религиозная деятельность была под запретом. Однако, несмотря на все притеснения со стороны правительства, духовное возрождение, прорвавшееся наружу, стало едва ли не самым значительным в истории церкви. Около пятидесяти миллионов человек обратились к невидимому Царству, хотя в «мире сем» им приходилось за это страдать.
Но вот прошло две тысячи лет, и поражает то, как мало церковь смогла изменить в мире. Не от того ли, что среди самих христиан всегда находились желающие смягчить бескомпромиссные слова Иисусова учения? Похоже, лишь в течение первых трех веков христиане старались буквально воспринимать заповеди Христа. Но очень скоро, к примеру, заповедь «не противься злому» постепенно переросла в доктрину «просто войны» и «Святой войны». Мы до сих пор переосмысливаем понятие греха и меняем акценты. Постоянно сортируем зло на большее и меньшее, игнорируя заповеди «не суди» и «возлюби ближнего своего, как самого себя».
Конечно, это случилось не сразу. После тех первых трех веков гонений церковь оказалась на пороге радикальных изменений: император Константин впервые официально закрепил за христианством статус государственной религии. При его правлении вера, казалось, должна была бы достичь величайшего триумфа: с преследованием христиан покончено, государственная казна спонсировала богословские конференции и строительство храмов. Увы, за этот триумф пришлось заплатить. Два царства, земное и духовное смешались: государство стало назначать епископов и вскоре возникла иерархия, которая четко копировала иерархию самой империи. Епископы, со своей стороны, начали диктовать мораль всему обществу, а не только церкви.
Уроки истории показывают, стоит лишь церкви замахнуться на мировое царствование, она перестает быть действенной или становится тиранической, как и прочие структуры власти, политические или силовые. И, как любое политическое движение, она начинает проводить границы, устанавливать законы и творить суд. Любовь же Христа, напротив, стирает границы, преодолевая различия и даря благодать.
Ягнята среди волков, маленькое семя в саду, дрожжи в тесте, соль - метафоры самого Иисуса описывают Царство как секретную силу, действующую изнутри силой любви, имеющей потенциал больший, чем сила физическая. Иногда мы об этом забываем. Как забываем и о том, что все секретное, тайное обнаружится рано или поздно. А пока бессмысленно взвешивать на наших, человеческих весах неудачи и успехи церкви. Это не наше право. Это привилегия Господа.
Романист Фленнери О’Коннор, которого трудно обвинить в приукрашивании человеческих недостатков, так ответил на письмо читателя, который роптал на церковь: «...То, чего вы в действительности требуете - это чтобы церковь основала Царство Небесное на земле прямо сейчас... Вы требуете, чтобы человек в один момент вернулся в то состояние, каким его создал Бог. Вы упускаете из вида ужасную радикальную человеческую гордость, которая является причиной смерти. Христос был распят на земле, а церковь распята во времени… Основанием церкви является Петр, который отрекся от Христа трижды и который сам не мог пройти по воде. Вы ожидаете от его последователей, что они будут ходить по воде. Вся человеческая природа решительно отвергает благодать, поскольку благодать преображает нас, и это преображение связано со страданием. Священники сопротивляются этому так же, как и все остальные. Требовать от церкви, чтобы она была такой, как вы хотите ее видеть, значило бы навязчиво требовать от Бога постоянного чудесного вмешательства в человеческие дела».
Да, чтобы быть последователем Христа, необходимо мужество. Много мужества... и много любви. А источник всего этого - в Нем. Быть отблеском Его света - это, наверное, и есть благодать.
Наблюдая неяркие краски рассвета, не стоит поспешно думать, что солнца нет или судить о том, каким будет день. Ту Церковь, блистающую и прекрасную, с которой повенчается на небесах Христос, нам еще только предстоит увидеть.
По книге Ф. Янси «Иисус, которого я не знал»