21 августа 1944 года родился Питер Уир, австралийский кинорежиссер.
Питер Уир за свою жизнь снял около двух десятков фильмов. Но две его картины - «Общество мертвых поэтов» и «Шоу Трумена» - я бы выделил особо. Если вы еще не смотрели их, посмотрите обязательно. Для меня эти фильмы, непохожие по жанру, по стилю, связаны одной идеей. Идеей поиска свободы, а точнее, ее необходимости.
Мы живем в странное время. С одной стороны, еще никогда люди не были настолько свободны, как сейчас. Мы выбираем правительство, выбираем страну, где мы хотим жить, выбираем профессию, мировоззрение и стиль жизни. Но в какой-то момент мы понимаем, что на самом деле наша свобода выбора - это фикция. Нами просто очень искусно управляют. Если сказать точнее, программируют. Сначала в школе, затем в институте. Позже - радио и телевидение, газеты и журналы. Да и мы сами, воспитывая своих детей, в какой-то момент начинаем программировать их, даже не замечая этого.
Мы читаем книги, которые хвалят критики, и прочитав, также хвалим их. И при этом можем не прочитать той книги, которую критики разгромили или просто обошли стороной. Мы черпаем свои взгляды из газет и журналов, пытаясь не столько разобраться в той или иной проблеме, столько понять, что по этому поводу следует думать. Мы смотрим бесконечные сериалы и живем в соответствии с теми стандартами, которые они нам навязывают.
А результат этого – шаблонная серая жизнь, без особых потрясений, без взлетов и падений. Жизнь, как две капли воды похожая на миллионы других. Вот об этом и хотел сказать Питер Уир в своих фильмах.
Герои драмы «Общество мертвых поэтов» - ученики школы Уэлтон и их новый учитель литературы Джон Китинг. Уэлтон – обычная школа для детей из высшего общества, где их готовят к поступлению в университет. Выпускники ее когда-нибудь станут сенаторами, ведущими бизнесменами. Эти люди будут влиять на жизнь тысяч простых смертных. Четыре принципа школы – Традиция, Честь, Дисциплина и Совершенство - должны сделать из этих подростков законопослушных, заурядных, и, самое главное, управляемых людей. Для этой цели дирекция школы не брезгует даже телесными наказаниями.
И вот в этих «кругах ада», как называют свою школу ученики, появляется ангел из другого мира. Учитель литературы Джон Китинг, мечтатель и поэт, сам в прошлом выпускник Уэлтона. И он учит своих подопечных совершенно другим вещам. Оказывается, жизнь у нас одна, и поэтому самое главное – сделать ее яркой, интересной и неповторимой. Китинг призывает учеников: «Пусть ваша жизнь будет необыкновенной. Большинство людей проводят жизнь в тихом отчаянии, но не поддавайтесь этому. Прорывайтесь! Поступайте по-своему…» Если все вокруг вас маршируют, шагайте не в ногу или стойте. Пытайтесь взглянуть на любой предмет с другой точки зрения, даже если вам для этого потребуется забраться на стол. Если уважаемый академик порет чушь, то страницам из его учебника место не на столе, а в мусорной корзине. Но самое главное, с точки зрения Китинга – не быть конформистом. Не бояться пойти своим путем. Только тогда ты станешь свободным, и жизнь твоя засверкает всеми красками радуги.
Герой комедии «Шоу Трумэна» - человек по имени Трумэн Бербанк. На английском имя этого человека звучит похоже на «true man»(истинный человек). И это неспроста: Трумэн единственный истинный человек в мире актеров – участников грандиозного телепроекта «Шоу Трумэна». Это реалити-шоу, где зрители наблюдают за обычным человеком, не знающим, что его жизнь проходит на съемочной площадке величиной в целый город. Всем происходящим в этом райском местечке – лучшем на земле - управляет гениальный режиссер. Двадцать четыре часа в сутки пять тысяч телекамер наблюдают за каждым шагом Трумэна. Режиссер и создатель шоу решает, кто будет женой Трумэна, где он будет работать, кто будет его лучшим другом, в каком доме он будет жить.
Конечно, у Трумэна иногда возникают желания, не предусмотренные всевидящим и всемогущим режиссером, но их всегда можно скорректировать. Он любит девушку, но ее увозят из города, и женой Трумэна становится другая, которая полагается ему по сценарию. Он хочет стать путешественником, но режиссер устраивает бурю, в которой якобы погибает отец Трумэна - в результате в нем навсегда поселяется чувство вины и страх перед морем. Трумэн хочет уехать из города на автомобиле, но, куда бы он ни ехал, он постоянно попадает в пробку. Междугородные автобусы ломаются, а на самолеты никогда нет билетов.
Но однажды Трумэн все-таки поступит не по сценарию, и нос его яхты пробьет стену его клетки. Перед ним окажется дверь в свободный мир. Но откроет ли он ее? А что бы сделали мы на его месте? Не захотели бы мы остаться в этом прекрасном городе с его вечным летом, вежливыми соседями, красивыми улицами, в котором все заранее предопределено и известно. Хотим ли мы свободы? Ведь жизнь людей, избравших ее, не усыпана розами. Джон Китинг, певец свободы, ведущий к ней своих учеников, изгнанный, покидает стены школы Уэлтон, а одного из его учеников запах свободы приводит к гибели. Что было с Трумэном после того, как он шагнул в реальный мир, мы не знаем. Может быть, его разочаровала жестокая действительность?
И все-таки, основная мысль фильмов Уира – несмотря на трудности, изберите свободу, станьте личностями, не марионетками в руках опытных кукловодов, а капитанами своей судьбы. «В лесу разошлись две дороги. Я выбрал нехоженую, и это решило мою судьбу». Человек сотворен свободным существом. Мы не обязаны подчиняться программе, инстинктам. Но что-то в этой жизни постоянно пытается подавить нас, лишить свободы, сделать нас безнадежно стандартными. Весь мир ополчается против личности. Если ты решил пойти наперекор всем, выбрать свою собственную дорогу, жди камней в спину, упреков. Толпа не терпит выскочек, и порой доходит даже до физического уничтожения. Нужно быть сильным, чтобы пойти нехоженой тропой. Нужно быть смелым, чтобы плакать, когда все смеются, и смеяться, когда все плачут. И нужно быть трижды смелым, чтобы поступить правильно, а не так, как принято или удобно.
Почти две тысячи лет назад на земле жил человек, который никогда не шел на поводу у толпы. Его звали Шауль, а весь мир знает его как апостола Павла. Он тоже выбирал нехоженые тропы и не страшился мнения людей. Он не побоялся, встретив на дороге Христа, круто изменить свою жизнь, и из гонителя христиан превратился в ревностного защитника нового учения. Против этого человека была иудейская традиция и римские законы, но во многом именно благодаря ему Европа стала христианской.
А за тридцать лет до этого другой человек, Понтий Пилат, не смог пойти против толпы и казнил Сына Божия. Он сказал про Него «Се, Человек» и отдал Его на распятие. Его можно понять. Он боялся хитрых иудеев, которые могли донести в Рим, что он покрывает бунтовщика. Поэтому он отпустил разбойника Варавву, а «…Иисуса, бив, предал на распятие». За ним стояла вся мощь великого Рима, но он, со своими умытыми руками, на века остался примером слабости и конформизма.
Две судьбы, две жизни. Обычные люди - мы можем представить себя на их месте. И как всегда, выбор. Две дороги. Протоптанная, по которой идут все, периодически распиная Христа, возводя на костры святых и т.д. И твоя, нехоженая, по которой предстоит пройти только тебе, и никому больше. Доброго пути тебе. Пусть твоя жизнь будет необыкновенной!