Красный полушубок, длинная седая борода, румяное лицо с озорными глазами, глядящими поверх очков… Перед нами любимец детворы — Санта Клаус. Под Новый год его можно встретить от Аляски до Австралии. Словом, всюду, где его ждет ребятня с рождественскими подарками. И не важно, что в разных странах его зовут по-разному. Главное — каждый малыш, засыпая в сочельник, верит, что наутро он обязательно получит сюрприз от сказочного Деда.
Откуда же взялась эта красивая история про доброго старика, облетающего земной шар на оленьей упряжке и выполняющего детские заказы? Она началась не в Лапландии, а в знойной Малой Азии. И, хотя более, чем за полторы тысячи лет, эта история обросла множеством вымыслов, все же летописи оставили нам более или менее правдоподобный портрет того, кто стал прообразом рождественского деда.
В конце третьего столетия в семье богатых горожан, жителей портового города Патары, родился мальчик, названный Николаем. Его глубокая религиозность привлекла внимание дяди, епископа Патары, который впоследствии и рукоположил молодого человека в священники.
Унаследовав по смерти родителей большое состояние, юноша распорядился им по-христиански: не желая, чтобы его благодарили, тайно раздал бедным.
Предания сообщают такой случай. В Патарах с тремя дочерьми жил богатый купец. Когда девушки стали достигать совершеннолетия, дела у отца семейства пошли настолько худо, что он вскоре разорился. И тот решился использовать красоту своих дочерей, чтобы добывать средства к существованию. Николай, узнав о том, решил спасти семью от греха и позора. Подкравшись ночью к дому этого человека, он бросил в окно мешочек с деньгами. С их помощью обрадованный отец смог выдать замуж старшую дочь, обеспечив той хорошее приданное. Спустя некоторое время, Николай снова проделал этот трюк с золотом. Отец выдал замуж среднюю дочь. А на третьей попытке торговец подкараулил священника. Он бросился со слезами благодарить ночного гостя за милость. Устроив своих дочерей, купец через время поправил свои торговые дела, и сам стал помогать людям, подражая своему благодетелю.
Священник, тем временем, загорелся мечтой посетить Святую землю, для чего нанял в Патарах корабль, направлявшийся в Палестину. В дороге его ждали опасности. Несмотря на тихую погоду, Николай предсказал сильную бурю впереди. И действительно, вскоре разразился страшный шторм, грозивший кораблекрушением. Корабельщики умоляли священника молиться за их спасение. Николай попросил у Бога защиты, и ветер утих, наступил полный штиль. В другой раз, разбушевавшаяся стихия сбросила с мачты на палубу одного из матросов, и тот разбился насмерть. Тогда Николай молитвой воскресил его.
Вернувшись в родные края, Святой Николай отправился в город Миры, где он не был известен: скромность не позволяла ему наслаждаться славой благотворителя. Там он поселился как бедняк, который ежедневно, лишь только открывались двери, посещал храм.
В это время мирский епископ умер, и соседи-епископы искали преемника. Решили так: человек, пришедший в храм первым, и станет епископом. Так Николай им и стал. Люди полюбили заботливого пастыря, подающего пример святой жизни. Современники описывали его как человека кроткого нрава, незлобивого, носящего простую одежду и вкушающего постную пищу да и то один раз в день вечером.
Но под невзрачной одеждой священника билось пламенное сердце ревнителя веры. Правда, горячий пыл, свойственный его натуре, святитель прятал глубоко в душе, пытаясь оставаться бесстрастным в любой ситуации. Следующий пример служит яркой иллюстрацией, чего ему это стоило.
В 325 году в Никее император Константин Великий собрал Вселенский Собор, чтобы осудить лжеучение Ария, нападавшего на доктрину о божественности Иисуса Христа. Во время дебатов, Николай Мирликийский, слушая богохульные речи Ария, так возмутился, что при всех ударил его по лицу. За нарушение порядка Собор лишил его епископского сана. Опальный священник принял это постановление безропотно, сознавая, что поступил недостойно.
Однако, вскоре после этого происшествия несколько епископов имели видение, в котором увидели Христа, вручающего Евангелие Николаю, что расценили, как расположение Господа к ревностному священнослужителю. Николая восстановили в епископском звании.
Человеческая память запечатлела много чудес, которые произошли по молитве епископа. Среди них — спасение города Мирры от голода, во время которого Николай посредством видения обратился к одному италийскому купцу и призвал его с кораблем, груженным хлебом, помочь страждущим. Так же предания сохранили историю о том, как Святой Николай, явившись во сне к царю, потребовал отпустить ложно обвиненных воевод, которых приговорили к смерти. Так он сохранил жизни неповинных людей.
Молва о нем ширилась, а реальные факты переплетались в сознании народа с вымыслами. Сам же епископ, исполнял свой долг, как верный слуга Христа, направлял людей не к себе, а к Богу. Но, к сожалению, взоры простого люда чаще привлекал внимание слуга, а не Хозяин. После смерти Николая Мирликийского в середине IV-го столетия, народная любовь к нему возросла еще больше. И родились легенды о Николае Чудотворце, скором помощнике в бедах. Всенародное признание авторитета епископа Николая выразилось в канонизации его как Западной (Католической), так и Восточной (Православной) церковью.
Так продолжалось до XVIII века, пока мир не вступил в эпоху модерна. Религия стала сдавать свои позиции под натиском нигилизма, увенчавшего короной разум, как единственный источник познания мира. Бога попытались «упрятать» в чулан, а Библию — списать на макулатуру.
Несмотря на это, оставался голод по духовной пище. Людям явно не хватало чуда, от которого они попытались отделаться. Да и от Рождества никто не хотел отказываться, хоть праздник этот и носил явно религиозный характер. Вот так безбожный мир востребовал святого Николая, но теперь уже в качестве неунывающего толстяка Санта Клауса. И волшебная сказка ожила, зажигая свет и радость в сердцах унылых людей. Конечно, при таком перевоплощении главного героя, центральная идея праздника сильно нивелировалась. Но не настолько, чтобы Церковь совершенно отвернулась от популярного персонажа. Евангелие не отменяет легенд, оно освящает их, особенно «счастливые концовки», писал в научном труде «О волшебных сказках» Дж. Р. Р. Толкиен.
А замечательная сказка Льюиса «Хроники Нарнии» описывает, как в волшебную страну, скованную злыми чарами Колдуньи, примчался на оленях Рождественский Дед. В самый темный час он принес радостную весть: «Аслан в пути, чары Колдуньи теряют силы». И еще он доставил подарки, необходимые храбрым ребятам для предстоящей битвы с силами зла. Таким образом, рождественский дед, подобно предтече, готовил людей к встрече Самого Бога, указывал на Того, Кто подарил человечеству самое дорогое: Своего Сына, чтобы мир был спасен.