О политике

Война

Виталий Симейко

ВойнаТрадиционно Москва встречает гостей блинами да пирогами, правда, не дешево это удовольствие стоит нынче. Купола церквей то возвышаются величественно, то, теряясь в переулках, радуют глаз, внезапно сверкнув золотом на фоне современно-серого бетона. Шумные улицы и "подземка" наполнены стражами порядка. Нередко проверяют документы на вокзалах и станциях метро - оно и понятно, ведь Россия находится в состоянии войны, что тоже, можно сказать, традиционно.

Русское военное командование оценивает оперативную обстановку в Чечне как сложную и напряженную. Сепаратисты наращивают боевую активность. Обстреливают контрольно-пропускные пункты и административные учереждения, совершают террористические акты в городах и атакуют транспортные колонны. Основные силы чеченцев расположены в Аргунском и Веденском ущельях.

В свою очередь подразделения российских войск совместно с отрядами милиции проводят мероприятия по предотвращению терактов. По-прежнему идет добровольная сдача оружия населением. Среди добра, припасенного на всякий пожарный, десятки автоматов, снайперские винтовки, гранатометы и даже противотанковый огнемет "Гимель". Базы боевиков подвергаются реактивно-бомбовым ударам, периодически проводятся облавы и засады. Среди пленных нередко попадаются гости из, так сказать, дальнего арабского зарубежья. Воины Аллаха, взяв в руки оружие, помогают "джихадить" своим правоверным братьям. Они и в окопах, и в палатках полевых командиров оказывают посильную помощь.

Что влечет этих людей на Кавказ? Только лишь деньги или есть более глубокая причина?

Прокомментировать положение я попросил специалиста по ирано-тюркским диалектам, востоковеда Бахромхана Махмудзьда. Уважаемый Бахромхан в свое время закончил государственную академию нефти и газа, исторический факультет Владимирского университета и факультет востоковедения в Ташкенском университете.

- Часто сравнивают эту войну с событиями при имаме Шамиле.

- Это дилетантский подход. Не нужно путать современных имамов с Шамилем. Шамиль был мужественный человек. У него на теле было 100 боевых шрамов и сдался он царю Александру лишь для того, чтобы сохранить жизнь своим соотечественникам. После капитуляции прожил как почетный пленный в Рязани, а в конце жизни уехал в Мекку и там скончался.

- Можно ли говорить о войне как о столкновении православия и ислама?

- Нет. Я бы скорее назвал это столкновением с ваххабизмом. Еще при Шамиле была попытка насадить ваххабизм, но мудрые кавказцы ее отвергли тогда. Ваххабизм возник как экстремистское движение в Аравии в VIII веке. В то время Хоросан был захвачен турками. Турки безнаказанно хозяйничали и позволяли себе все. Убивать турок было нельзя, так как преступника ожидал "дузах" - ад. Идеологическим лидером восстания арабов стал Махамад аду-Аль Ваххаб (отсюда название ваххабиты). По его мнению, турка можно было убивать, так как он "мушрик" - ошибающийся или неверный. Турки, в основном привыкшие жить в городах, не смогли противостоять набегам кочевников из пустыни. Арабы вырезали целые города. Позже Хоросан стал называться Саудовской Аравией по имени военного лидера движения Мухамада Сауда. Что хуже всего, ваххабиты считают всех мусульман неверными, кроме себя. Они переманивают на свою сторону молодых исламских священников, предлагая им деньги на постройку мечетей. Именно ваххабиты, обвязываясь тротилом, идут на русский блокпост.

Почему люди берут в руки оружие? Почему один народ идет войной на другой? Исчерпывающий ответ не может дать никто, ведь только в веденьи Всевышнего находятся все рычаги истории. Одно можно сказать с уверенностью - отнюдь не деньги здесь играют решающую роль. Часто война идет даже наперекор финансовым интересам сторон, хотя, конечно, кто-то на этом хорошенько погреет руки. Войне для того, чтобы оправдать свое существование, как воздух необходима идеологическая надстройка, которая, в свою очередь, имеет духовную подоплеку. Отсюда мы можем сделать очень важный вывод: война - это событие прежде всего духовного порядка. И оценивать ее, в том числе и события в Чечне, нужно именно с этих позиций.

Однажды огорченной сердцем старенькой бабушке Бог показал видение насчет войны: шеренги мужчин в серых шинелях шли на небеса. Для одних Чечня - это беспредел, где можно грабить, насиловать, убивать - война ведь все спишет. А для других… Как поется в одной песне: "каждый может выбрать это сам…" По левую руку Спасителя или по правую, ад или небеса...