Знакомьтесь

Томас Мюнцер: Справедливость превыше всего

Борис Тарасенко

Томас Мюнцер: Справедливость превыше всегоКогда в школе мы проходили историю Реформации, наш учитель говорил, что истинным немецким реформатором был не Мартин Лютер, а Томас Мюнцер. Лютер, по его мнению, в конце концов лишь помог князьям освободиться от власти Папы римского. Мюнцер же боролся за освобождение угнетенных немецких крестьян и в глазах советских историков был настоящим революционером.

Позже, когда я изучал Реформацию по учебникам христианских историков, все предстало совсем в ином свете. Оказывается, Лютер дал немецкому народу Библию и богослужение на родном языке, открыл простым людям, что спасение от грехов зависит не от Папы и священников, а от личной веры в Иисуса Христа. Мюнцера же в христианских книгах либо обходили молчанием, либо называли бунтовщиком и еретиком. Возможно, как часто бывает в подобных вопросах, истина находится где-то посередине…

Томас Мюнцер родился в 1488 году в семье обеспеченных родителей и получил теологическое образование в Виттенберге, где был рукоположен священником. Когда началась Реформация, он познакомился с Лютером и полностью поддержал его взгляды, а тот поставил его проповедником в городе Цвиккау. В то время там уже была сильная община, члены которой еще задолго до Лютера были недовольны Римской церковью и мечтали о переменах. Там Мюнцер окончательно определился в своих взглядах. И когда Лютер выступил против индульгенций, Мюнцер готов был поднять народ за молодого священника. Но Лютер не желал народных волнений. Его целью было не борьба против Рима, а реформа церкви. Мюнцер же считал, что реформы должны затронуть не только духовную, но и светскую жизнь.

В 1523 году он стал проповедником в городе Альтштадте. Мюнцер проводил службы на немецком языке, на его проповеди стекались тысячи крестьян из окрестных селений. Он открыто выступал против князей и правителей: «… Сильные мира, жестокие узурпаторы, отдайте нам блага, которыми вы насильственно завладели, они созданы для всех одинаково. Власть князей подходит к концу, и в ближайшее время будет передана народу». Но Мюнцер не тешил народ надеждой, что князья отдадут все сами. Он призывал к борьбе. «Кто хочет быть камнем новой церкви, должен рискнуть шеей, иначе будет отвергнут строителями». 
Вслед за горячими словами проповедника вспыхнули бунты. Распаленная Мюнцером толпа сожгла часовню в Моллербахе, в окрестностях Альтшталдта, где была чудотворная икона Богоматери. Когда был арестован один из участников беспорядков, вооруженные толпы крестьян вышли на улицы города.

В это время против Мюнцера выступил Лютер. Он упрекал Томаса в том, что тот использует Слово Божие, чтобы оправдывать разбой и беспорядки. Он заявил всем, что Мюнцер искажает Писание, но в ответ получил прозвище «доктор Мягкое Кресло». «Лютер – плохой реформатор, он подкладывает подушечки нежному телу, слишком превозносит веру и мало значения уделяет делам. Если его единомышленники не хотят идти дальше нападок на попов и монахов, то им и не следовало браться за дело». Себя же Мюнцер считал орудием Господним. «Небо наняло меня в поденщики, и я точу мой серп, чтобы жать колосья. Безбожники не имеют права жить, разве что избранные это им позволят».

Атмосфера в Альштадте накалялась все сильнее, и, наконец, князья решили изгнать подстрекателя. Мюнцер отправился в город Мюльхаузен в средней Германии. В 1524 году в Мюльхаузене царила анархия, и город с воодушевлением принял пламенного лидера. Город стал центром крестьянского восстания, охватившего всю Германию. Горожане производили оружие и учились военному делу. Жители Мюльхаузена и окрестных деревень нападали на близлежащие замки и монастыри, грабили их и разрушали. Награбленное имущество увозили в город на телегах.

К началу мая 1525 года князья наконец-то собрались принять меры. Недалеко от Мюльхаузена встретились два войска численностью около 8000 человек. Мюнцер был похож на ветхозаветного царя Давида, в богатой одежде, с длинной бородой. Во время похода его сопровождали триста телохранителей. Он видел, что в его войсках началась паника. Все-таки одно дело – набеги на мирные города, и совсем другое – война с регулярной армией. Но Мюнцеру всегда удавалось воодушевить крестьян. Удалось и на этот раз, мало того – на небе явилось знамение. Во время его речи в небе засияла радуга, словно Бог подтверждал слова Мюнцера. «Будьте тверды и мужественны! Бог за нас, и Он силен отклонить выстрелы. Один из вас погонит тысячи».

Но чуда не произошло. Против крестьян применили пушки, началась паника, и войско Мюнцера рассыпалось. Около 5 тысяч крестьян было уничтожено, более 600 взято в плен. Раненого Мюнцера арестовали и передали графу Мансфельду. Проповедника подвергли жесточайшим пыткам. В том, что было потом, историки расходятся. Одни рассказывают, что Мюнцер держался стойко, с достоинством, и до своего смертного часа не переставал укорять князей. Другие пишут, что он не выдержал пыток, предал товарищей и отрекся от своих взглядов, написав жителям Мюльхаузена письмо, в котором призвал их никогда более не восставать против властей и избегать кровопролития. Мюнцеру отрубили голову и выставили ее напоказ, и эта казнь стала концом крестьянской войны. Другого подобного вождя в Германии уже не нашлось.

Я всегда считал, что Реформация в Германии не обошлась без Божественного вмешательства. Простой монах нашел в себе силы бросить вызов могущественному Риму и победил. Бог совершил чудо, сохранив жизнь Лютеру. Он закончил свои дни в покое и почете. Почему же Мюнцеру не удалась его миссия? Почему справедливый Бог не поддержал Своих детей в борьбе против неравенства, против разжиревших священников, захвативших огромные земли, против князей, угнетающих простых крестьян?

Христос незадолго до своей смерти сказал: «Царство Мое не от мира сего». Он никогда не проповедовал о том, что на Земле надобно создать справедливое Царство Божие. И нет такой великой цели, которая могла бы оправдать убийство, разбой и насилие. Да и может ли человек судить о том, что справедливо? Как часто мы склонны осуждать малейший проступок ближнего и оправдывать собственную подлость. Вправе ли мы брать на себя роль судьи? Я сам временами мечтаю организовать отряд Бэтменов, чтобы навести порядок и справедливость. Наказать негодяя, отбирающего деньги у школьника. Припугнуть чиновника, который за взятку готов сделать из страны свалку ядерных отходов. Но, поостыв, я понимаю, что крови и возмездия желаю я, а не Бог.

Господь, в отличие от меня, не только справедливый, но и любящий. И к свободной воле человека Он относится настолько трепетно, что готов терпеть боль, но не делать человека послушным рабом. И вместо того, чтобы поразить громом с неба насильника и вора, он ждет его искреннего раскаяния. Именно поэтому Мюнцер и не добился успеха. Похоже, у Бога другие методы.

А мой учитель истории так и не смог понять, что Реформация в Германии завершилось победой. Для него за Реформацией стояли несовершенные люди – Мартин Лютер и Томас Мюнцер, половинчатый реформатор и решительный неудачник. Я же смотрю на эти события и вижу руку нашего Бога, справедливого, но милосердного, карающего, но любящего, отдавшего жизнь на кресте за детей Своих и терпеливо ждущего, когда Его дети придут к Нему. Придут не потому, что убоялись наказания, а потому, что возлюбили Его всем сердцем, всей душою и всем разумением своим.