Библейский взгляд

Царь из самых низов

Юрий Марк

Царь из самых низовДля большинства людей Рождество - это уютный семейный вечер при свечах, подарки, старинные обычаи. Сегодня мне хочется поговорить о глубинной сути этого праздника - причем не только о самом факте воплощения Бога в человека, но и о том, КАК это происходило. Зачем вообще Создатель вселенной решил РОДИТЬСЯ, вместо того, чтобы СОЙТИ на землю взрослым человеком, готовым к действиям?

Боговоплощение было и останется величайшей тайной. Как бы полно это ни было нам открыто, мы не в состоянии до конца оценить унижение Бога, снизошедшего до уровня человека, который, хоть и «звучит гордо», но только не в сравнении со славой Всевышнего. В Библии говорится о том, что для спасения людей, созданий из плоти и крови, Спасителю нужно было во всем уподобиться им. Во всем - вплоть до рождения на свет младенцем.

Какие же особенности в корне отличают детей от взрослых?

Во-первых, это АБСОЛЮТНАЯ УЯЗВИМОСТЬ. Невозможно забыть чувство, которое испытываешь, когда смотришь на новорожденного. Он такой маленький и хрупкий! Его боишься даже брать на руки. На темени «родничок» - страшно подумать, что в этом месте мозг ребенка отделен от внешней среды всего лишь тонкой кожицей.

Ножки и ручки малыша не длиннее вашей ладони, а кожа настолько нежная, что ее может повредить даже недостаточно мягкая пеленка или швы на одежде.

Когда моего младшего сына принесли домой из роддома, его старший братишка, которому к тому времени исполнился год, естественно, испытывал к нему живейший интерес. Однажды ему удалось дотянуться до пальчиков ног своего младшего братика, и он чуть не вырвал их «с корнем».

Новорожденный Иисус был бы не в состоянии защитить себя даже от годовалого ребенка. И это Тот, кому было предназначено судить всю вселенную, Тот, перед кем однажды с трепетом предстанут самые сильные и гордые и, ожидая от Него решения своей судьбы, будут просить горы и холмы пасть на них и скрыть их от Его гнева (Откр.6:15-17).

Кроме абсолютной уязвимости, детей отличает от взрослых полное ОТСУТСТВИЕ ЗНАНИЯ. Новорожденный еще не имеет ни знаний о мире, ни опыта. Ему только предстоит их приобретать. И таким же был Тот, «в котором сокрыты все сокровища премудрости и ведения» (Кол. 2:3), Кто, будучи Богом и Творцом всего, знал ответы на все вопросы ученых и мыслителей прошлого и будущего, ответы даже на те вопросы, которые так никогда и не будут заданы. Подумать только - всеведущий Бог, когда родился в мир, не знал даже, как управлять собственными руками.

Третья отличительная особенность - ПОЛНАЯ ЗАВИСИМОСТЬ ОТ ОКРУЖАЮЩИХ. Тот, от Кого зависит каждый удар нашего сердца, сделался абсолютно и во всем зависимым от тех, на чьем попечении находился. И это Тот, о Ком написано «все они от Тебя ожидают, чтобы Ты дал им пищу их в свое время. Даешь им - принимают; отверзаешь руку Твою - насыщаются благом. Сокроешь лице Твое - мятутся; отнимешь дух их - умирают, и в персть свою возвращаются. Пошлешь дух Твой - созидаются, и Ты обновляешь лице земли» (Пс.103:27-30). Мало того, что у всемогущего Царя небес появились физиологические нужды, Он даже не был способен самостоятельно их удовлетворять.

А что было до воплощения? Как жил Сын Божий до того, как пришел к нам на Землю?

Помните мультфильм «Принц Египта»? Чем занимался Моисей, когда жил во дворце фараона? Ему были доступны лучшее образование на планете, самые изысканные наслаждения и развлечения, головокружительное будущее под крылом правителя мировой сверхдержавы. Все вокруг, казалось, существует только для него.

Но даже такое великолепие трудно сравнить с тем положением, которое занимал Христос. Единородный Сын Божий. ВСЕ Им и для Него сотворено (Кол. 1:15-16), от кварков и элементарных частиц, миллиарды которых способны уместиться на острие иголки - до галактик со звездными скоплениями, невообразимо огромными раскаленными газовыми шарами квазаров. ВСЕ! Сын Всемогущего...

После таких высот почему Христу все же нужно было прийти в мир подобным образом, унизить себя даже по сравнению со взрослыми, став младенцем?

Это было необходимо для нашего спасения.

«Я всегда делаю то, что Ему (Отцу) угодно», - сказал Иисус (Ин. 8:29). Что же было угодно Отцу? То, чтобы Его Сын не просто понес наказание за грех вместо нас, а прожил целую отдельную жизнь в образе человека. Христос оказался способным на такую любовь. До конца возлюбив Отца и всех нас, Он не почитал свою божественность чем-то, от чего не мог отказаться. Никто не посмеет утверждать, что он просто спустился с комфортабельных небес, разрезал ленточку под аплодисменты собравшихся, покрасовался перед камерами и был таков. В случае с Христом речь идет не о коротком эпизоде, а о целой жизни - от рождения до смерти. Именно эта настоящая земная жизнь сделала Его нашим Защитником и Ходатаем, способным нас понимать и сочувствовать, так как и Он сам прошел через испытания и искушения, подобные тем, которые мы встречаем на своем жизненном пути. Слава Ему и хвала!