Библейский взгляд

Ночь с Махариши

Анжелика Свиридова

Махариши

Среди ночи я проснулась от ощущения, что на меня кто-то смотрит. Со стены в мою сторону тяжело глядело бородатое «некто» в ожерелье из нежно-розовых индусских цветочков. Все-таки права была моя бабушка: над речкой в бузине действительно жил Бабай. И теперь я точно знала, как он выглядел…

Пытаясь спастись, я повернулась спиной к стене. Не тут-то было! Из-за стеклянной дверцы шкафа укоризненно и неодобрительно выглядывало еще два таких же Бабая… Остаток ночи я коротала на кухне, поклевывая носом над чашкой зеленого чая. Утром, когда Бабаи кажутся не такими страшными, была проведена ревизия: всего в 10-метровой комнате я насобирала 11 (!) портретов, портретиков, фотографий и открыток, фасов и профилей моего ночного кошмара и, облегченно вздохнув, спрятала их подальше. Через пару дней меня свалил грипп. Температура, ломота во всем теле — и одно желание: лечь и чтобы тебя не трогали. Как назло, хозяину понадобились какие-то вещи, и он зашел «на 5 минут». Уже на пороге он обернулся и спросил: «А куда вы дели портрет Махариши?» — «Убрала в шкаф. Вы хотите его забрать?» Очевидно, в голосе моем было столько надежды, что Олег опешил. Он оказался последователем чего-то очень восточного и клятвенно заверил меня, что это «что-то» невероятно полезно и, кстати, к религии не имеет никакого отношения. Словосочетание «трансцендентальная медитация» звучало в его речи часто и без видимого напряжения — сразу видно: грипп до дипломированного учителя этой самой медитации еще не добрался! Я, не смотря на лингвистические способности, без предварительной разминки могла произнести только сокращенный вариант — ТМ. Голова гудела, меня знобило и я поглубже куталась в плед и мечтала о том, как Олег уйдет и я смогу, наконец, прилечь. Но он, очевидно, всерьез озаботился гигиеной моего сознания и уходить не собирался. Два с половиной часа (!) он вещал о пользе ТМ и о непогрешимом авторитете ее главного учителя и разработчика — товарища Махариши из дружественного нам Непала. Наконец, вручив мне пару трактатов, он удалился. А я всерьез озадачилась. С одной стороны, что плохого в «ежедневном душе» для мозгов? А с другой, их и так все норовят промыть. И тут мне вспомнилось: «Ученик не может быть выше учителя, но любой, завершивший учение, станет таким, как учитель». В принципе, я была согласна с этим где-то когда-то услышанным изречением, а потому решила задать себе другие вопросы. Если я займусь ТМ, то стану такой, как мой учитель — Олег. А хочу ли я быть, как он? Игнорируя состояние человека, занудствовать о прелестях своего учения, давить на него, измором добиваться согласия попробовать, словом, «делиться» своими духовными открытиями так, что это уже просто неприлично. Но вдруг Олег просто плохой пример учителя ТМ? Ведь в каждом стаде бывает черная овца. Ладно, овцы овцами, но главный-то у них есть? Есть. Мой приятель Махариши. Хочу ли я быть такой, как он? Не в смысле бородатости и цветочков, а, например, степень научную получить (в трактате написано, он в ядерной физике специалист большой), а потом духовное мне откроется с особой ясностью. И будет мой портрет «застенчиво и строго смотреть из всех газет»! Н-да… И вообще, идея «растворить стрессы в мозгу», дабы достичь состояния чистого листа, как-то не привлекает. Даже если в результате наступят обещанные в трактате всеобщие взаимопонимание и умиротворенность. Сидят такие себе абсолютные нули и понимают друг дружку с полувзгляда — без меня как-нибудь уж, без меня… Прошло не так много времени, и я купила Библию. Всегда считала, что образованный человек (а лингвист, тем более) должен иметь представление о том, что там написано. В скорости знакомые пригласили меня в церковь. И мне опять предложили попробовать: на этот раз — пойти по жизни за Христом. И я снова озадачилась. Эти люди станут моими учителями. Хочу ли я быть, как они? Мне встречались и те, кто, игнорируя состояние человека, занудствовали о прелестях своего учения, давили, измором добиваясь согласия попробовать, словом, «делились» своими духовными открытиями так, что это было уже просто неприлично. Но были среди них и искренние, любящие и терпеливые. Узнав, что я ходила в церковь, мои однокурсники стали щедро сыпать историями о жертвоприношениях детей, публичном бичевании и перевернутых крестах. И, если этим россказням я не верила, потому как уже бывала на богослужениях и подобного бреда не видела, то обрывки разговоров в самой церкви о батюшках, уходящих в запой, как в крутое пике, или пасторах, к чьим рукам чудным образом липнут деньги, настораживали по-настоящему. Неужели меня приглашают в труппу и тут все понарошку? Я читала Евангелия и слышала, как говорит Иисус — Учитель христиан. Говорит словами и делами. Я увидела совершенство и святость. Он был настоящий, одинаковый снаружи и внутри. И Он предлагал любовь, прощение и насыщенную жизнь. А еще вечность с Богом. Он честно предупреждал, что жизнь его учеников не будет простой и легкой. Хочу ли я быть похожей на Иисуса? Хочу ли получить то, что Он обещает? Я с выбором учителя определилась. Я далеко не всегда похожа на Него и, может, кто-то, глядя со стороны, думает, что я, игнорируя состояние человека, занудствую о прелестях своего учения, давлю, измором добиваясь согласия попробовать, словом, «делюсь» своими духовными открытиями так, что это уже просто неприлично. Не слушайте меня. Послушайте Его. Не смотрите на меня. Посмотрите на Него. И решайте сами.