Ну, вот мы, наконец-то и узнали дату конца света. «Тайну веков» открыл режиссер Рональд Эммерих, вынося эти роковые цифры в название своего нового фильма.
Что ж, надо отдать должное мастеру, за последние годы Рональд изрядно набил руку на фильмах-катастрофах. Сначала натравил на планету полчища инопланетян («День независимости»). Затем его «Годзилла» сокрушила Нью-Йорк. А напоследок заморозил Землю, поставив человечество на грань выживания («Послезавтра»). И вот новый апокалипсис от Эммериха: стихии космического масштаба вступают в последний и решительный бой с нашей планетой.
Предвкушая нечто невероятное, я не отказал себе в удовольствии понаблюдать за концом света из уютного кресла современного кинотеатра. И увиденное, действительно, впечатлило! Земля трескалась, разламываясь на куски. Вулканы извергали огненные реки, а тучи пепла засыпали обломки цивилизации. Наблюдая с открытым ртом, как привычный мир катится в тартарары, понимаешь, куда подевались двести с лишним миллионов долларов, вложенные продюсерами в этот грандиозный проект.
И, тем не менее, выйдя из кинотеатра, невольно поймал себя на мысли, что внутри осталась звонкая, как барабан, пустота. Те немногие эмоции (море страха и щепотка жалости), что сопровождали меня во время просмотра, развеялись сразу же за дверями кинозала, словно их сдуло холодным, вечерним ветром.
Я задумался об этом и пришел к выводу, что нас, зрителей снова использовали дельцы шоу-бизнеса.
Умело спекулируя на тему последних дней Земли-матушки, нам навязали свой сценарий «светопреставления», назначив, к тому же, его точную дату, весьма близкую...
Не стану оценивать художественную ценность фильма. Замечу лишь, что идея режиссера пригласить на главную роль любимца американцев флегматичного Джона Кьюсака (писатель-фантаст Джон Кертис), несколько подняла уровень фильма. Да и чернокожий старичок Денни Гловер хорошо смотрелся в роли президента США, хотя после его триумфа в «Смертельном оружии» прошло уже больше двадцати лет. Кстати, не один я в кинозале увидел в этом герое намек Эммериха на Барака Обаму. Не хотелось бы говорить плохо об остальных актерах, которые старались, как могли, привнести в сюжет жизнь, но они оказались бессильными против скупого сценария.
Да и сам режиссер, наверняка, хотел снять не пустопорожнее кино, а драму с претензией на «глубокий философский смысл». Вот только в погоне за зрелищностью ему как раз и не хватило оригинальности. На экране — все те же разведенные родители, их несчастные дети, и отчим, пытающийся завоевать любовь ребятишек.
Что касается остальных героев, (одни из которых презирают близкую смерть, другие — панически ее боятся) их роли выглядят не намного объемнее, чем плоские силуэты статистов.
Невольно пробуждает сочувствие образ главы Белого дома, когда тот, отказавшись спастись бегством от грозящей беды, героически гибнет вместе со своим народом... Те же чувства вызывает и премьер Италии, пожелавший разделить участь своих соотечественников и встретить смерть с молитвой на устах.
Но, пожалуй, самый яркий персонаж во всей картине — радиоведущий Чарли Фрост. Небольшая, но блестяще сыгранная Вуди Харрельсоном роль гения-параноика, который отстаивает свое мнение до конца и умеет смеяться в лицо смерти. Он первым из непосвященных узнает о приближении конца света, и подобно библейским пророкам, бьет в набат...
Отдельного внимания заслуживают кадры разрушения великих христианских святынь — собора святого Петра в Риме, статуи Христа в Рио-де-Жанейро. Режиссер словно смакует сцены, где купол собора рушится на Папу и кардиналов, а гигантская статуя Спасителя разваливается на куски. Автор не пощадил ни памятников христианства, ни самих христиан. Им нет места на подводных лодках, построенных сверхдержавами для будущего генофонда Земли. В новые «ковчеги» попадают лишь научные гении, толстосумы, выложившие за билет в светлое будущее миллиард евро да еще обслуга с безупречной родословной.
Таким образом, вольно или невольно, автор фильма противоречит Библии и всему учению о спасении. Ведь Эммерих прекрасно знает, что, по Писанию, Бог после всемирного потопа, зарекся посылать на Землю великие воды. И даже пресловутую дату всемирной катастрофы он почерпнул из языческого календаря майя, уводя нас подальше от Библии.
Впрочем, режиссер признался, что не настолько серьезно относится к этому числу и сам не верит в столь скорый конец света. Но ведь несведущие зрители принимают все эти древние календари и прочие «исторические документы» за чистую монету!
И подобных ересей, смущающих людей, с каждым днем все больше. Взять хоть бы тот же пресловутый конец света. Сколько раз его уже встречали — не перечесть. Последний на моей памяти был назначен на юбилейный
Естественно, предсказание, которое никак не исполнится, подрывает веру не только в говорящего, но и в саму идею «конца света». Но в том о и дело, что христиане ожидают не конца света как такового, а возвращения Иисуса Христа, того самого, Обещанного. И спасать Он придет не сильных мира сего, а лишь тех, кто богат верой...
В тот осенний вечер, возвращаясь домой, я думал о том, что через три года настанет «зловещий час икс». И не случится всемирный потоп, и магма не растопит земную кору, и астероид не врежется в нашу планету. И тогда число скептиков и нигилистов в мире возрастет еще больше. И в это же время искренние христиане, не разочаровываясь, будут по-прежнему терпеливо ждать своего Мессию, не уставая любить и творить добро.
«2012», Пр-во: США, Канада, 2009. Реж. Р.Эммерих, сцен. Р.Эммерих, Х.Клоузер. В ролях: Д.Кьюсак, А.Пит,В.Харрельсон и др.