Проблема!

Пасхальный фастфуд

Сергей Кавецкий

Пасха

В наше время — время спешки, оправданной и не оправданной. Все куда-то спешат — пешком или машиной, мы буквально «летаем». Куда нас так влечет, что порой некогда и поесть нормально? Мы это делаем на ходу, даже не выходя из машины, благо рестораны и кафе быстрого питания — на каждом шагу, а английские слова «фастфуд» и «макдональдс» прочно укоренились в нашем лексиконе.

Мы, конечно, вправе задать вопрос: «Но какое отношение имеют рестораны быстрого питания к Пасхе?» Самое прямое! И сегодня, когда в пасхальные дни мы вспоминаем об истинном значении этого великого праздника, имеет смысл подробнее поговорить о сопровождавших его действиях.

РаввинПасха напоминает нам о выходе еврейского народа из египетского рабства. «Песах» на иврите дословно означает «проходить мимо», причем не просто проходить, но проходить поспешно, не останавливаясь и не задерживаясь.

Интересно то, что быстрое питание действительно играло важную роль в тот момент. Мы читаем, что в Господней инструкции о том, как питаться на Песах, речь шла о годовалом непорочном ягненке, который должен был поджариваться на живом огне, а не долго вариться.

Для этого даже не требовалось никакой сковороды или кастрюли, все должно было приготовляться, как мы говорим, «на скорую руку». И хлеб к этому мясу должен быть без дрожжевой закваски, чтобы не ждать, пока он поднимется, как при обычной выпечке. Так что еврейская «маца» — традиционный пасхальный пресный и плоский хлеб — это тоже символ некой поспешности.

Но и само событие еврейского исхода имеет более глубокий смысл, чем просто советы, как быстро приготовить пищу в условиях, когда вы сильно торопитесь.

В минуты, когда появляется надежда на освобождение, первое, что приходит в голову, — бросить все и «лететь» дальше. Но у Господа свой план. И Он велит ненужное сжечь, а кровью ягненка помазать перекладины и косяки дверей во всех еврейских домах.

И когда ангел смерти, поражая египетских первенцев, проходил мимо домов с таким символом, страшная участь миновала спасенный Господом народ. Люди, пройдя через отмеченные кровью косяки дверей, выходили из рабства, чтобы начать путь в новую, свободную жизнь.

И то было только начало! Как каждой весной, когда вместе с холодом и снегом проходит тяжелое время, и все сущее обретает новый смысл, начинается обновление, — так наступает весна и в душах людей. Влюбленные встречают своих избранников весной, и именно это время года считается порой любви.

Кстати, по еврейскому календарю месяц, в который произошло это величайшее событие в жизни избранного народа, — тоже весенний. Он называется Нисан — от аккадского слова «нисану» — «почка», «бутон». Таким образом, само название месяца символизирует весеннее цветение.

«Новая жизнь, свобода... Все это хорошо! — можете сказать вы. — Ну, а нам-то что до того? На дворе — двадцать первый век; мы не в Египетском рабстве, от чего же нам освобождаться, когда мы и так, Слава Богу, свободны?»

Да, сегодня мы не в египетском рабстве. Но разве не погрязли мы в рабстве собственных грехов, в рабстве лжи, воровства и прочих непотребств? И агнец Иисус именно для того и пришел, чтобы совершив Свою Пасху, вывести нас, подарить нам свободу и новую жизнь.

В ночь Своего исхода Господь обещал взять нас к Себе и сделать Своим народом! Слово Его крепко: в отличие от многих из нас, Он всегда держит свои обещания.

Но нам, если хотим избавиться от рабства грехов, нужно торопиться, как в те далекие времена торопились евреи. И не ради мирской суеты, но ради свободы и спасения. Ради той весны, которую может принести в наше сердце Господь. И только в этом случае всякая спешка имеет смысл и будет оправдана.

Так что, не медлите! Потому что время коротко, и никто, кроме Господа, не знает, наступит ли завтра рассвет.