Мне никогда не понять расистов, равно как не дано почувствовать, отчего афроамериканский школьник надевает белые перчатки, надеясь забыть, что он чернокожий. Но когда на черно-белой фотографии в Американской энциклопедии, я увидела лицо Мартина Лютера Кинга, в котором, казалось, сконцентрировались вся боль и страдание человечества, мне кажется, я что-то стала понимать.
Американский священник и борец за гражданские права Мартин Лютер Кинг родился 15 января 1929 года в Атланте (штат Джорджия). Его прадеды были рабами, дед -- крестьянином, но уже отец Кинга был священником, а сам он закончил аспирантуру Бостонского университета, став доктором философии.
Эра Кинга началась в декабре 1955 года, после вроде бы совсем непримечательного события в Монтгомери, где это в это время Кинг служил пастором. Чернокожая швея Роза Паркс была арестована за отказ уступить место в автобусе белому пассажиру. Под руководством Кинга негритянская община бойкотировала транспорт Монтгомери 382 дня. В ноябре 1956 году Верховный суд США признал закон о сегрегации (отделении) в Алабаме неконстиционным, и уже в декабре черные и белые пользовались автобусами совместно. Кстати, еще дед Кинга в свое время организовал бойкот расистской газеты «Джорджиен» в Атланте. Когда шесть тысяч черных атланцев перестали покупать ее, она разорилась.
В бурлящее, раскаленное время конца 50-х
- начала 60-х годов, когда «Черные пантеры», «Черные ангелы» и другие черные националисты твердили о ненависти и готовности к борьбе со всеми силами белой Америки, Кинг убеждал, и
- о чудо - ему удалось убедить всех в необходимости ненасильственного сопротивления расизму. Движение за гражданские права, включавшие в себя марши, экономические бойкоты, массовые уходы в тюрьмы и т.д. завершались Актом о правах, одобренным и принятым Конгрессом США в 1964 году.
Роль Кинга в ненасильственной борьбе за принятие закона, уничтожавшего остатки расовой дискриминации, была отмечена Нобелевской премией мира.
В своей Нобелевской лекции Кинг говорил: «Ненасилие означает, что мой народ все эти годы терпеливо переносил страдание, не причиняя их другим... Движение не стремится освободить негров за счет унижения и порабощения белых. Оно не хочет победы над кем бы то ни было. Оно желает освобождения американского общества и участия в самоосвобождении всего народа».
Однако, будучи сторонником ненасильственного сопротивления, сам Кинг постоянно подвергался насилию
- 30 раз покушались на его жизнь, бросали бомбы, обстреливали из автоматов, ранили ножом в грудь, бросали в тюрьмы. Ежедневно на него клеветали, пытались разрушить его семью, поссорить с друзьями.
Так что же двигало им?
На ступенях мемориала Линкольна еще в разгаре борьбы за равноправие и справедливость, Кинг произнес свою знаменитую речь, в которой выразил веру в братство всех людей.
«У меня есть мечта, что в один прекрасный день нация поднимется и поймет... что все люди созданы равными... Я мечтаю о том дне, когда... явится слава Господня, и узрит всякая плоть спасение Божие... В этом наша надежда и наша вера. С этой верой мы сможем проложить себе дорогу с горы отчаяния на скалу надежды. Эта вера поможет нам работать вместе, молиться вместе, отстаивать свободу вместе, зная, что наступит день нашего освобождения. Но по дороге к праведному месту мы не должны совершать неправедные дела...»
Движение выстояло и победило. Ворота гетто были распахнуты настежь. Черные вместе с белыми могли теперь ходить в те же школы и магазины, жить в гостиницах вместе с белыми, их больше не травили собаками и не сгоняли с передних мест автобуса.
Американский политолог Питер Драйпер считает, что в экономической истории человечества неизвестен прецедент, когда за такой короткий отрезок времени уровень благосостояния какой-либо группы населения повышался столь же резко, как у американских негров за последние 30 лет. Однако, попав на этот праздник американской жизни, афроамериканцы должны были скоро убедиться, что равенство прав еще не гарантирует равенство возможностей. А равенство возможностей - равенство результатов.
Столетия вражды не проходят бесследно. На самом пике своей жизни, в 39 лет Кинг был убит белым уголовником в апреле 1968 году. Он мечтал о райском садике, где черные и белые дети будут играть вместе, а белые и черные взрослые будут сидеть за общим братским столом. Но такого места нет на Земле. Здесь жизнь полна трагизма, испытаний и борьбы. Поэтому в устах проповедника этот садик превращается в те райские кущи, куда однажды вознесутся все, кто верит во Христа – белые и цветные, бедные и богатые, счастливые и страждущие...
Католическая церковь признала Кинга, протестантского священника, мучеником, отдавшем жизнь за христианскую веру.
Кинг был первым темнокожим американцем, кому был установлен бюст в Большой ротонде Капитолия в Вашингтоне. 20 января отмечается в Америке как День Мартина Лютера Кинга и считается национальным праздником.
А чем же для нас может послужить пример Кинга?
Еще в 1963 году в письме из бирмингемской тюрьмы, куда Кинг попал за нарушение запрета на демонстрацию, он писал: «Прогресс человечества отнюдь не катится на колесах неизбежности. Он наступает вследствие неустанных усилий, творящих Божью волю, без которых время становится союзником сил застоя в обществе».
Мы с вами ответственны за будущее своих детей и своей страны. Но, решая самые острые проблемы общества, нужно помнить, что лучший путь для этого - тот, который соответствует Божьей воле.
Ведь восстание Спартака было разгромлено, а Кинг, как Моисей, вывел свой народ из рабства. Он делом своей жизни доказал, что можно перевернуть мир, не прибегая к насилию.
Кинг надеялся на Бога и не был постыжен. На кого будем надеяться мы?