Мне до сих пор не забыть, в какой ужас и отчаяние поверглось мое сердце, когда 10 лет назад, 19 августа 91-го года начался путч и великая советская империя в полном своем составе лицезрела по телевидению нескончаемый танец маленьких лебедей, а перед глазами только что проснувшихся москвичей ползли серые спины БТРов.
Тогда еще я не верила в Бога, а верила, что все решают великие люди, поддерживаемые вдохновленными массами. Но великий зачинатель перестройки Горбачев сидел арестованный в Форосе, а бесчисленные спецназы с наручниками и дубинками были наготове хватать и сажать те вдохновленные массы, которые поверили в гласность, свободу и плюрализм.
Мне не забыть, как встретившийся со мной в тот день партийный деятель, зная мои антикоммунистические взгляды, не счел нужным поздороваться и, победно взглянув, пошел брать реванш за погубленные перестройкой светлые идеалы комсомольской юности.
Но милостью Божьей империя зла рухнула. А там, у стен Белого Дома в Москве, где в те три роковых дня решалась судьба демократии и свободы, развевался и наш «жовто-блакитный» флаг, и это означало, что цвет нации нашего народа не собирался продавать свободу за колбасу по 2,20. И то, о чем страстно мечтали многие поколения украинцев, то за что лучшие представители народа, борясь с обезличивающим человека тоталитарным режимом, заплатили своими жизнями, погибая в сталинских и брежневских лагерях, наконец-то осуществилась, и 24 августа, сразу после путча, Украина стала независимым свободным государством.
Нас можно поздравить, панове, с роскошью быть свободными гражданами свободной страны. Ценим ли мы эту свободу и как мы ею пользуемся? Еще в начале ХХ века, анализируя причины падения украинской государственности в 1917-1920 гг. наш украинский мыслитель, политолог и публицист В.К. Липинский, считавший, что Украина всегда была колонией больших метрополий, а посему не имела опыта государственности, предостерегал: «Даже если упадет большевистская или польская власть в Украине, у нас будет не всенародная радость, какая бывает у порабощенных, но государственных народов, а характерные для всех негосударственных наций анархия и внутренняя рознь между украинскими людьми».
Неужели это единственно верное пророчество для нашего народа и его структур власти? Будем надеяться, что нет.
И все же, скажите на милость, почему после того, как мы избавились от внешнего давления, внутренняя жизнь нашей страны полна такого неустройства и бедности. На что нам надеяться и где искать выход из тупика?
Сейчас мы ориентированы на частную собственность и рынок, чтобы в очередной раз догонять и перегонять Запад.
Однако, нам следует знать, что, как подчеркивал Макс Вебер в своем классическом труде «Протестантская этика и дух капитализма», возникновение в Западной Европе капитализма с его рыночной экономикой было непредвиденным последствием Реформации, преобразовавшей западный мир.
Значит, вначале там, на Западе, ведущими были духовные ценности - честь, справедливость, самостоятельная свободная ответственность человека перед Богом и государством и др. И именно эти христианские ценности Реформации вытянули, продвинули за собой все экономические и политические процессы этих стран.
А что у нас, дорогой читатель? Какие ценности являются для нас ведущими
- духовные или материальные?
Мы смотрим на Запад и хотим жить как там
- чисто, пристойно, социально защищено. Поэтому мы ориентированы на частную собственность и рынок. Но рынок – это не идеал и не духовная ценность. Чтобы исполнились материальные цели, приоритетными, как ни крути, должны стать ценности
духовные...
Аленушка из сказки «Аленький цветочек» не просила у отца дорогих украшений и нарядов, она жаждала чего-то более высокого и прекрасного.
И мы знаем, что из этого получилось - жажда идеала, помноженная на любовь, терпение и верность этому идеалу преображает и побеждает зло и уродство жизни и болота превращает в цветущие сады. Но это - сказка, возразите вы. Конечно, сказка, но как в каждой сказке, в ней есть намек.
Что же касается реальности - пережив трагедию путча, я надеюсь и верю теперь не в великих людей, потому что они ошибаются и, как каждого смертного, их могут даже арестовать, а в приоритетную духовную силу Бога, потому что сказано: «Не от уст ли Всевышнего происходит бедствие и благополучие? Испытаем и исследуем пути свои, и обратимся к Господу» (Плач Иеремии 3:38,40).