Имя Борислава Николаевича Брондукова в титрах почти никогда не значилось первым. Да и яркой внешностью актер явно не блистал. Вот только глаза его как-то невольно запоминались: они оставались серьезными и печальными, кого бы он ни играл. А играл он неподражаемо!…
На свет Брондуков появился в тревожное военное лихолетье. Родился хилым и болезненным. Наверное, потому мама и бабушка нарекли его Болеславом. Имя стало пророческим: на долю Брондукова выпала большая мера, как славы, так и боли. Однако в советских регистрационных книгах такого имени не значилось, и в метрике младенца записали Брониславом.
Первые воспоминания мальчика связаны с церковным посвящением: «Я даже помню, как меня крестили в сорок третьем, — мне было 5 лет. Жили мы в селе Дубава на Полесье. Половина села была православная, половина – польская община, католики. Приехал ксендз из Житомира, накинули мне на голову покрывало, водички налили… Мать помню на крестинах, бабушку»
Начальное образование Болек получал дома и в церковно-приходской школе при римо-католическом костеле. Затем – общеобразовательная школа, Киевский горный техникум, работа прорабом на столичном заводе «Арсенал». Там, в народном театре завода его и настигло призвание. На одном из выступлений заводской самодеятельности молодого актера заметил ректор театрального института им. Карпенко-Карого. Он пригласил юное дарование поступать в театральный, что Брондуков и сделал, без сожаления расставшись с заводом.
Актерская карьера Брондукова началась еще со студенческой скамьи, в фильме С. Параджанова «Цветы на камне». После дебюта Брондукову стали предлагать роли и другие режиссеры. Именно тогда начинающий артист и взял себе псевдоним Борислав – некий сплав из крещенского и официального имен.
Замечательно, что зрители запомнили Брондукова, в основном, по комедийным ролям, хотя на его счету очень много самых разных образов, совершенно не похожих друг на друга и, порой, далеко не смешных. Первой наградой Бронислава Николаевича стал диплом III Всесоюзного кинофестиваля за роль вора в картине «Каменный крест». Герой Брондукова попадается с поличным в руки хозяев. Они его прощают, всю ночь с ним едят и пьют, а наутро — казнят. Начинающему актеру удалось мастерски передать глубокий и трагический образ. Кстати, «Каменный крест» стал первой и последней картиной, в которой Брондуков сыграл главную роль.
Предложения сниматься посыпались на него как из рога изобилия, отнюдь не в эпизодических ролях. Но реакция актера оставалась неизменной: «Я всегда отказывался от главных ролей, причем запросто». До сих пор многие работники кино, да и просто зрители, зная, что актерского таланта Брондукова хватило бы на десятерых, удивляются, почему он не играл первые роли.
Наверняка, не обошлось тут без природной скромности актера, который не переоценивал своих внешних данных. Да и отсутствие партбилета не очень то располагало госчиновников утверждать Борислава на вершину картины. А может быть это был, своего рода, протест против огромной машины тоталитарного режима под названием СССР, где каждый гражданин был всего лишь маленьким винтиком, ничего не стоящим и никому не нужным? В таком случае, маленькие люди, изгои общества, которых играл Брондуков, стали напоминанием бездушной системе о значительности казалось бы самых ничтожных членов общества.
Так или иначе, Брондуков был всегда востребован, причем в Москве чаще, чем на родине. Работа занимала у него уйму времени, — Борислав Николаевич снялся в сотне фильмов, — оставляя для личной жизни крохи, которые его близкие разделяли с радостью. Жена актера, Екатерина Петровна, в свое время, ради семьи оставила успешную карьеру киноактрисы (она снялась в «Комиссарах» Н. Мащенко и др.), полностью посвятив себя дому. Это было необычайно сложно: ждать, когда из далекой столицы вернется любимый, чтобы, через короткое время, снова умчаться на съемки. В одном из интервью она рассказывала, как сыновья актера, Костя и Богдан, встречали отца криком: «Ура! Папа в командировку приехал!»
Для Брондукова, безумно любившего свою семью, такая жизнь тоже была, своего рода, испытанием. Ведь с 1968 по 1994 для него не было ни одного года без съемок. Он продолжал сниматься даже после второго инсульта, когда артисту стало трудно говорить – его роль озвучивали уже другие актеры. Но какими бы не были нагрузки, он выкраивал время, чтобы вырваться в Киев. А дома любил мастерить мебель, готовить или просто погулять с детьми, что неизменно приносило ему огромную радость и давало эмоциональную разгрузку от бешеного темпа работы.
Было в Киеве еще одно место, куда Брондуков приходил с удовольствием, правда, не так часто как хотелось бы. Это костел Св. Александра. В храме он находил утешение, черпал силы для дальнейшего творчества. Прихожане поначалу шушукались: «Смотри, артист пришел…» Потом привыкли. Ведь он приходил под своды храма не только по праздникам и уж точно без сопровождения фото- и кинокамер, как это любят делать теперь сильные мира сего, демонстрируя свою религиозность.
Словно во исполнение заповеди Христа «прежде всего ищите Царства Бога и Его праведности, и все остальное вам будет дано », к Бориславу Николаевичу пришло всеобщее признание и уважение. Он стал первым лауреатом Государственной премии Украины им. А. Довженко, народным артистом Украины. За границей талант нашего соотечественника также оценили по заслугам. Так британские кинокритики единогласно признали советскую экранизацию приключений Шерлока Холмса самой удачной, а их всего — более двадцати. Этой высокой оценке немало поспособствовал сам Брондуков, сыгравший инспектора Лестрейда. Английские зрители в солидарности с критиками сочли актерскую работу Брондукова блестящей.
В чем же секрет обаяния этого маленького, некрасивого актера, столь часто игравшего алкоголиков, проходимцев и просто недалеких людей? Может быть в том, что он не занимался лицедейством перед камерой, а жил на съемочной площадке? Он настолько входил в образ, сливался с ним, что об этом ходили легенды.
Вот какой курьезный случай произошел на съемках «Афони». Дело было в ресторане одной из московских гостиниц. Бронислав Брондуков вышел из помещения на перекур, а обратно зайти не смог: охрана, приняв актера за обычного пьяницу, отказалась его впустить. И только усилиями всей съемочной группы актера удалось вернуть на съемочную площадку.
А сам Брондуков шутки ради проверял в городском транспорте билеты, выдавая себя за контролера. И люди верили, а когда узнавали, смеялись и просили автограф. А почему так происходило? Да потому что близким человеком был артист, который играл узнаваемых, живых людей со своими положительными и отрицательными сторонами характера.
Например, такой, как потрясающе сыгранный в «Зеленом фургоне» образ милиционера Грищенко. Невозможно сдержать улыбку, когда видишь, как этот сельский блюститель порядка по-хозяйски распоряжается «вещественными доказательствами»: пару дней назад реквизированные самогон и табак, он выдает односельчанам «во временное пользование». Или «культурный шок», пережитый милиционером во время посещения Одесского оперного театра. Но находчивый товарищ Грищенко в конце фильма становится причиной трагедии. Струсив, он оставляет своего товарища наедине с бандитами, и тот гибнет.
В «Спортлото – 82» перед нами Брондуков – начальник турбазы, человек с большими полномочиями и связями, но под каблуком у собственной секретарши. Высокое положение и моральное ничтожество — две крайности, воплощенные в одном персонаже.
А кто не помнит «Мы из джаза»? Здесь Брондуков — бомж, которого уговаривают сыграть роль знатока музыки, «капитана Колбасьева», чтобы вдохновить лидера джаз-бэнда. Мнимый моряк соглашается на авантюру, но в последний момент его чувство собственного достоинства перевешивает корысть.
Способность раскрыть человека со своими сильными и слабыми сторонами и при этом вызвать у зрителя не столько гнев и презрение, а жалость — вот на что способен талант, которым Господь так щедро наделил Борислава Николаевича. Жизненная правда снова и снова заставляет нас поверить творческим работам Брондукова. Образы, которые он воплощал на экране, легко узнавались людьми в своих соседях, сослуживцах, просто прохожих, реальных личностях. И даже работая над самыми негативными типажами, Брондуков умел раскрыть душу героя, в какой бы грязной и непривлекательной оболочке она не находилась. Умение найти положительные черты в отрицательном персонаже и с любовью обличить то зло, которое извращает человеческую сущность — вот воистину сложнейшая задача, с которой справлялся гениальный актер. И, глядя на его игру, как не вспомнить гоголевское: «Над кем смеетесь? Над собой смеетесь!»
Но какой ценой давались эти победы Брондукову? Что чувствовал неунывающий весельчак за кулисами представления? Его друзья-актеры вспоминали, что, уединяясь, Борислав пел грустные, тягучие песни, плакал...
О чем тужил всесоюзный любимец? Великому актеру было о чем грустить. Борислав, душа компании, чувствовал пустоту, которую не могли заполнить земные страсти. Играя трагедии маленьких людей, брошенных на дно общества, он словно сам переживал их судьбу. И каждая сыгранная артистом чужая жизнь словно укорачивала его собственную. Он просто сгорал, словно свеча, в служении людям. Вот почему, возвращаясь в Киев, Брондуков первым делом шел в храм, где находил покой своей душе.
В интервью газете «Для тебя» помощник настоятеля костела Св. Александра Вячеслав Талах рассказывал: «Борислав Николаевич никогда не упускал возможности прийти на богослужение. При этом он утверждал, что имеет личные, особые отношения с Господом. И как своему доброму Пастырю он мог поведать то, что не решился бы рассказать ни одному человеку. Молился по-своему: с поднятыми руками, ладонями кверху обходил храм. Очень любил икону Иисуса Милосердного. Мог часами стоять перед ней, погруженный в безмолвное общение со Спасителем.
После первого инсульта Брондуков посещал костел каждый день за исключением времени съемок. Актер с удовольствием общался с прихожанами, которые его очень любили. Но мы, служители, старались уже немного ограничить эти проявления любви, т.к. Бориславу Николаевичу было уже физически тяжело общаться.
После второго инсульта Брондуков реже посещал церковь из-за большой слабости, но он старался. Когда стало хуже, жена Екатерина привозила его на инвалидной коляске, чтобы он мог, как и в прежние времена, сделать обход храма в молитве, исповедаться и причаститься. Когда же состояние настолько осложнилось, что Брондуков перестал двигаться, мы со священниками ездили к нему домой, чтобы совершить обряд молитвы с елеепомазанием».
Последние годы жизни были особенно тяжелыми для семьи Брондуковых: постоянная нужда и борьба с болезнью забирали остаток сил, истощали скудные запасы. Но вот пришло время расставания. 10 марта 2004 года Борислав Николаевич Брондуков ушел к своему Господу, до конца уповая на Его милосердие. Заупокойную службу отправили в костеле Св. Александра как за Болеслава — имя, нареченное при крещении.
Так закончился жизненный и творческий путь выдающегося актера кино. Но остались фильмы с его участием: лирические, комедийные, драматические. И снова на нас с экрана смотрит опустившийся и никому не нужный человек, в глазах которого словно читаешь заповедь Христову: «Не судите, да не судимы будете». И на сердце становится теплее, а в соседе-пьянице видишь уже не пропавшую, но драгоценную в глазах Божьих душу, которая остро нуждается в спасении...
Спасибо тебе, за наши открытые глаза, раб Божий Болеслав!