Знакомьтесь

Исцеление души

Вера Лебедева

Доктор Рон Харрис, христианский психолог, КанадаЧем занимаются психотерапевты? Ясное дело — вникают в чужие беды, консультируют, дают советы... Доктор Рон Харрис тоже консультирует. Только главный инструмент его арсенала — Библия. И это, пожалуй, решающий секрет успеха его миссии в Украине...

Родом я из Торонто (Канада). Мы с родителями исправно посещали церковь, знали ее устройство, но, как я сейчас понимаю, христианами не были. Тогда я думал, что Христос — герой из пыльной книжицы (демонстрирует захлопнутую Библию — В. Л.) и хороший учитель. А в юные годы у меня было две «любви» — хоккей и музыка. К окончанию университета у меня появилась еще одна любовь — Линда, моя нынешняя жена.

Мне нравилась музыка, и я хотел заниматься именно этим. Поженившись, мы с Линдой переехали в Филадельфию, США, где я поступил на музыкальное отделение.

Мне хотелось, чтобы у нас был хороший брак. Поэтому мы нашли церковь неподалеку и посещали ее.

Помню тот удивительный день, когда пастор проповедовал о воскресении Христа, и я понял и поверил, что Христос — не в пыльной книге, что Он — Тот, Кто правит Вселенной, и поэтому я должен Ему подчиниться. Тогда во мне проснулось огромное желание к изучению Писания.

Подружившись со многими людьми из церкви, я узнал, что у некоторых из них — разрушенные браки. Я читал Библию и верил, что Бог дал нам все для жизни и благочестия. И не мог понять, почему же эти люди не решают свои проблемы и не живут победоносной христианской жизнью. И тогда у меня зародилось страстное желание помогать таким людям.

Однажды мне предложили годик поучиться в Вестминстерской семинарии, чтобы стать более квалифицированным музыкантом. Но поскольку я очень интересовался тем, как помогать людям, в первый же год я прошел два курса по консультированию, где стал открывать для себя богатство и сладость удивительного Божьего Слова...

Год семинарии растянулся на два, затем — три, четыре... Пять лет спустя я получил степень доктора консультирования. Моими учителями были: Джэй Э. Адамс, Пол Трипп, Дэвид Повлисон. Все они — Божий подарок для меня.

... А та музыка, которую мы играли вместе с Линдой... она умерла. И Линде до сих пор тяжело смириться с этим. Она поддерживает консультирование, знает, насколько оно важно. А я мечтаю, что мы с Линдой еще сыграем вместе когда-нибудь.

Отучившись в семинарии, я вернулся в Канаду и начал заниматься консультированием в церкви. Многие мои опекаемые, у которых во время наших встреч душа буквально выворачивалась наизнанку, хотели узнать и понять, что же это такое — душепопечение, и как этому научиться. Поэтому я взял лекции Джея Адамса, Пола Триппа, разработал свой курс и стал его преподавать. Некоторые из тех, кого я обучал, присоединились ко мне и стали преподавать командой во многих церквях.

Один пастор как-то спросил меня, не хотел бы я преподавать в Украине. «Конечно!» — ответил я. Хотя тогда, в 1996 году, эта идея показалась мне безумной. Но с того момента и до 31 августа 2002 года, когда мы с Линдой продали свой дом и насовсем переехали в Киев, прошло долгих шесть лет.

В 1999 году, когда я приехал в Украину второй раз, Бог коснулся моего сердца: я все время думал об Украине, мне хотелось переехать сюда. Но я слаб в решении административных вопросов, и то был период разочарований. Теперь-то я вижу, что Бог готовил для меня команду. Он свел нас с Майклом Линвеллом, который и пригласил меня стать академическим деканом Украинского института семьи. И в январе 2003 года мы начали обучать первую группу студентов в Киеве.

христианский психотерапевт Рон Харис преподает в Украине

Прежде всего отмечу сильный и страстный отклик на духовные вещи и Евангелие — и я верю, что Бог благословит вашу страну.

Но, преподавая и просто общаясь с людьми, я увидел, что в украинских церквях очень сильно законничество. По моим наблюдениям, христианам в Украине трудно задавать вопросы, размышлять критично, ставить что-то под сомнение. Думаю, причина в том, что при коммунизме людей не учили думать. Они просто должны были делать, что им велено. Поэтому, когда христиане в церквях слышат о каких-то принципах, они хватаются за них, и вместо того, чтобы размышлять, как их применять, воспринимают все буквально и поверхностно. В результате на внешнем уровне человек выполняет повеления и правила, а внутри, в корнях нет глубокого осознания своей греховности и зависимости от Бога. К тому же люди используют эти внешние вещи, чтобы судить других.

Второй аспект законничества — акцент на пастора, который имеет власть. И часто происходит так: «О, нет! Ты не можешь заниматься этим служением, даже если у тебя есть дары, потому что я должен все контролировать».

Третий аспект — церковная дисциплина в сложных ситуациях. Мы недавно были в одной церкви. И нам честно рассказали, по какому списку грехов люди подлежат отлучению. Какой-то христианин согрешит, но его не отлучают, потому что его грех — «несерьезный», тогда как другого отлучают прежде, чем пройдет обличительная и исправительная работа, изложенная в 18-й главе Евангелия от Матфея. Это не соответствует библейскому учению.

Хотя, конечно, у руководства общины хорошие мотивы. Оно заботится о чистоте церкви и серьезно относится ко греху. Ведь не секрет, что на Западе очень много либеральных церквей и мало, где действительно отлучают.

Еще одно — то, как определяется, является человек христианином или нет. Например, вот этот курит — значит, он не может быть христианином. То есть, устанавливается некий дополнительный стандарт к тому, что говорит Писание, какой-то неписаный код, которому должен соответствовать человек.

Я начну с того, что опишу эффект, который производит законничество на простого члена церкви. К чему это приводит? К тому, что христиане начинают носить маски и закрывают сердца. Они надевают маску и говорят: «Все хорошо, слава Богу!» А внутри — кошмар, и ужас, и страдание, и духовная война. Внешне же — все в порядке. Как у вас дела? — Нормально! — А у вас? — Отлично!..

Не говорю, что это — единственное следствие законничества. Но это — одно из них. Правда, должен заметить, что я тоже иногда ношу маски, потому что и я — сын Адама. А со времен грехопадения каждый человек стремится укрыться. И на Западе это есть. Люди лицемерят и притворяются. Но в вашей стране это проявляется особенно ярко.

Что делать? Читая Писание и применяя его к себе, христиане должны покаяться в том, что они лицемерят. Выйти на войну с этим Голиафом притворства и начать быть открытыми, честными друг перед другом. Когда пастор проповедует, он может говорить о том, что он точно так же борется с грехами, как любой другой, сидящий перед ним.

И отношения должны строиться на основании открытости: «Признавайтесь друг перед другом в проступках ваших». Как сказано, мы должны утешать людей тем утешением, которым Бог утешил нас.

Я считаю, что решение проблемы лицемерия начинается на личном уровне. К примеру, в великом поручении Христа — «идите и научите все народы», — в греческом стоит «делайте учениками», т. е. речь идет о работе на личном уровне. И это — библейский принцип.

Простите, откуда может взяться такое понимание? Ведь Иисус говорит: «В мире этом будете иметь скорбь». И если мы не страдаем со Христом, как написано, то мы не сможем и прославиться с Ним. Поэтому церковь — это не музей с редкими и драгоценными экспонатами. Это — больница для измученных, искалеченных грешников. И это не то место, где ты приходишь исповедовать свой грех публично; каешься и все — тебе становится хорошо. Это — непрестанное освящение, когда человек учится ходить библейскими путями шаг за шагом.

В английском есть поговорка: глубины — на сантиметр, ширины — на километр. Так случается, когда люди с радостью принимают Евангелие, и их сразу же ставят в служение без какого-либо обучения. Это все равно, что кататься весной на озере по тонкому льду.

Вера Лебедева и Рон Харрис (христианский психолог, Канада)Для меня большая радость — жить в Украине. Я чувствую себя как дома. Радуюсь о тех людях, которые растут в своем служении консультирования и преподавания. Это — моя команда. Как апостол Павел писал фессалоникийцам: «Вы — радость моя».

Не пройти мимо колодца с водой! Помните, Авраам велел Агари уйти вместе с Измаилом. Они оказались в пустыне, и у них закончилась вода. Агарь подумала: все, придется моему сыну умереть. И села, расплакалась. «И услышан был Богом голос отрока. И Он открыл глаза ее и она увидела колодец с водой, пошла, набрала — и они не погибли».

Наши проблемы, страдания, вопросы, слезы могут настолько застлать глаза, что мы просто не видим все богатство колодца Писания — колодца, который всегда рядом с нами. Вы можете думать, что никто вам не поможет. Агарь тоже говорила: вот, мой сын умрет. Но Бог открыл ее глаза — и она увидела колодец... А колодец всегда был, есть и будет! Поэтому нам нужно знать и помнить, что Библия — это все, что нам нужно для решения проблем, кладезь советов, утешения и помощи.

Записала Вера ЛЕБЕДЕВА