Размышляя

Когда слова бессильны

Ольга Заднепряная

Когда слова бессильныО ней знают все. Она приходит на помощь, когда уже больше нет никаких шансов. Перед ней умолкают и стар, и млад, потому что ее слова – всегда последние. Да, это она, Ее Превосходительство Клятва.

Словесная или письменная, произнесенная в горе или в радости, иногда даже подписанная кровью, она способна вершить судьбы людей.

Слово «клятва» обозначает «торжественное обещание», «утверждение». Ее суть в том, что, произнося какие-либо слова, человек приглашает Бога в свидетели своих слов, призывая на себя Его гнев в случае, если сказанные слова окажутся несправедливыми или данное обещание не будет исполнено.

Клятва Гиппократа
Американские и европейские врачи получили новый профессиональный кодекс, сменивший известную клятву Гиппократа, которую авторы нового документа считают далекой от современных реалий.
Приводим текст этого самого раннего документа медицинской этики, просуществовавшего около 2,5 тысячелетий:
«Клянусь Аполлоном врачом, Асклепием, Гигиеей и Панакеей и всеми богами и богинями, беря их в свидетели, исполнять честно, соответственно моим силам и моему разумению, следующую присягу и письменное обязательство: почитать научившего меня наравне с моими родителями, делиться с ним своим достатком и в случае надобности помогать ему в нуждах; его потомство считать своими братьями, и это искусство, если они захотят его изучать, преподавать им безвозмездно и без всякого договора; наставления, устные уроки и все остальное в учении сообщать своим сыновьям, сыновьям своего учителя и ученикам, связанным обязательством и клятвой по закону медицинскому, но никому другому. Я направлю режим больных к их выгоде сообразно с моими силами и моим разумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости. Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла; точно так же не вручу никакой женщине абортивного пессария. Чисто и непорочно буду я проводить свою жизнь и свое искусство. Я ни в коем случае не буду делать сечения у страдающих каменной болезнью, предоставив это людям, занимающимся этим делом. В какой бы дом я ни вошел, я войду туда для пользы больного, будучи далек от всего намеренного, неправедного и пагубного, особенно от любовных дел с женщинами и мужчинами, свободными и рабами. 
Что бы при лечении – а также и без лечения – я ни увидел или ни услышал касательно жизни людской из того, что не следует когда-либо разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи тайной. Мне, нерушимо выполняющему клятву, да будет дано счастье в жизни и в искусстве и слава у всех людей на вечные времена; преступающему же и дающему ложную клятву да будет обратное этому». 
(перевод с древнегреческого В.И.Руднева)

В древней Греции в свидетели клятвы чаще всего призывали Зевса, считая его главным из всего множества почитаемых греками богов. Иногда клялись всеми богами вместе, так как надеялись, что, чем больше богов призвано, тем клятва сильнее. Некоторые формулы клятвы употреблялись преимущественно мужчинами, другие - женщинами. Так, например, клятва Деметрой и Корой в Афинах была исключительно женской. 

Клялись также именем царя, фараона, чья особа олицетворяла власть богов на земле. При торжественных судебных клятвах приносили в жертву быка, борова, барана, и тот, кто клялся, стоял на частях убитых животных или касался их рукой, мол, если я нарушу эту свою клятву - убейте меня, как это животное.

По сравнению с греками, египтянами, вавилонянами и прочими «многобожными» народами, израильтяне узнали через Моисея такое повеление от Единого Бога: «Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно» (Исход 20:7). А также о клятвах Самому Богу: «Если дашь обет Господу Богу твоему, немедленно исполни его, ибо Господь Бог твой взыщет его с тебя, и на тебе будет грех; если же ты не дал обета, то не будет на тебе греха.

Что вышло из уст твоих, соблюдай и исполняй так, как обещал ты Господу Богу твоему» (Второзаконие23:21-23). Но позже случалось так, что израильтяне не только произносили имя Бога напрасно (т.е. для маскировки лжи, оправдания своих неправильных поступков), но и открыто нарушали свои клятвы, скрепленные именем Бога. Клялись по любым пустякам и в обычной разговорной речи, желая подействовать тем самым на слушателя.

С тех пор мало что изменилось. В наши дни люди также клянутся. И не только Богом, но и собственной жизнью, жизнями детей, мам, бабушек, а также частями своего тела, употребляя фразы типа «лопни моя селезенка!» Или еще круче: «Чтоб мне провалиться на этом месте!» или «Чтоб я сдох…» В ходу также клятвы какими-либо дорогими, любимыми предметами.

Причем часто наши клятвы вполне серьезны. Например, клятва в суде или клятва-присяга. Вспомните хотя бы «Торжественное обещание пионера Советского Союза». Или профессиональные клятвы людей одной профессии. У врачей это – знаменитая «Клятва Гиппократа» (см. врезку), которую, кстати, совсем недавно заменили профессиональным кодексом. А как же быть с теми клятвами, которые произносились людьми в течение столетий? Или присяга военных на верность Советскому Союзу? Союз-то распался…

А бывают случаи, когда данные клятвы просто мешают нам жить. Например, во время ссоры поклянешься никогда больше не разговаривать с обидчиком, а когда пройдет время, успокоишься, и уже рад бы поговорить, да клятва мешает. Хорошо, если вскоре все разрешится, а ведь бывает, что люди навсегда остаются врагами.

В общем, вывод напрашивается сам собой: лучше совсем не клясться. Тем более, что Иисус Христос сказал: «Не клянись вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий; ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя; ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным. Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого» (Матфея 5:34-37). А Григорий Богослов в своей беседе «На тех, которые клянутся» добавил: «Благонравным менее нужды в клятве; что говорю менее? Им вовсе не нужна клятва. За них порукою добрые нравы». То есть нравственно чистым людям не нужно клясться, они и так не способны умышленно обмануть. Если же от человека требуют клятвенного подтверждения его слов, значит, ему не доверяют. А если нет доверия, то здесь уже никакая клятва не поможет.