Ретроспектива

Кошмары Веры Павловны

Анжелика Свиридова

Кошмары Веры Павловны"Будущее светло и прекрасно. Любите его, стремитесь к нему, работайте для него, приближайте его, переносите из него в настоящее, сколько можете перенести…" В свое время школьники, учившие наизусть эти строки Чернышевского, искренне верили, что живут в этом самом "светлом будущем", а нынче эту главу романа "Что делать?" называют не иначе, как "кошмарами Веры Павловны".


И то, и другое далеко от истины: пригрезившаяся главной героине светлая картина всеобщего счастья и свободы не имела ничего общего с развитым социализмом со всеми его очередями, пятилетками, лозунгами "Слава КПСС!" и политическими анекдотами на кухнях. Кроме одного: если бы не мечты Чернышевского, вдохновлявшие "борцов за освобождение трудового народа" (представьте себе, Ленин как-то перечитал "Что делать?" пять раз за одно лето), возможно, никакого социализма бы и не было.

Но почему же мечта оказалась обманом, и все мы "строили, строили… и наконец построили" нечто совершенно противоположное? Может быть, дело просто в том, что сон - это всего лишь сон, что мечты и реальность - разные вещи? К примеру, когда женщина мечтает о первом ребенке, она представляет себе живую агукающую куклу с румяными щечками, а не пеленки и бессонные ночи. Так и со "светлым будущим" - казалось, стоит разрушить весь мир насилья - и все само собой станет хорошо. Ну, как не загореться такой мечтой?

"Для всех вечная весна и лето, вечная радость…" Дружный совместный труд (полностью механизированный), дворцы на тысячи жителей с общественными столовыми. Между прочим, всю работу, так сказать, сферы обслуживания (приготовление пищи, уборка и т.д.) выполняют дети и старики, неспособные к более тяжелому труду. Из чего видно, что во-первых, Чернышевский, хотя и испытал разные лишения и сидел в Петропавловской крепости, в столовой никогда не работал (иначе знал бы, что это не так легко), а во-вторых он, живший во времена, когда даже начальное образование не было обязательным, не мог знать, что детям вообще-то учиться нужно. Что поделаешь, прогнозировать будущее - не такое легкое дело…

Как же это идеальное общество управляется? Похоже, никак. Никаких руководящих и контролирующих структур (не говоря о партийных органах) - полная свобода. Люди живут как хотят, где хотят, снимаясь и переезжая целыми массами для отдыха или работы, не испытывая малейших трудностей с пропиской или визами… Никакой полиции не требуется, ведь в новом мире живут "новые люди" - сознательные, трудолюбивые, правдивые, заботящиеся о благе друг друга. Чернышевский искренне верил, что просвещение и воспитание способны сделать всех людей такими. Зло для него - просто дикость, неразвитость, а люди - всего лишь мыслящие животные; став разумнее, они становятся лучше. К сожалению, все мы знаем, что это не так…

Любопытно, что атеизм Чернышевского не помешал ему придумать двух богинь-сестер, старшая из которых - "Любовь к людям", а младшая - "Равноправность". Видимо, никуда не денешься от собственной духовной природы и присущего каждому человеку стремления к чему-то высшему. Даже если боги выдуманы идеологами, вместо икон - портреты членов Политбюро, а вместо Царства Небесного - светлое будущее грядущих поколений…

Да, но до светлого будущего, как понимал сам Чернышевский, еще далеко. Более того, в конце книги он делает вывод, что мирным путем его не достичь. Поскольку "новых людей", мечтающих о нем - один на десяток, а то и меньше. Остальная масса - "допотопные люди", которые хотят, чтобы все было по-старому, и народ, который хочет в основном есть. И что прикажете делать в такой "революционной ситуации"?
А вот что - если удастся захватить власть, всех "допотопных" и "старорежимных" придется перестрелять, а темную массу трудящихся - долго и упорно воспитывать, внушая им, что об этом -то они и мечтали веками (хотя еды, честно говоря, больше не стало). А поскольку простое уничтожение верхних слоев общества не делает автоматически эгоистов самоотверженными, пьяниц - трезвенниками, а лентяев - ударниками социалистического труда, становятся необходимы меры принуждения…

Вот с такими поправками мечта Чернышевского превратилась в свою противоположность, а через 70 лет - пополнила ряды всевозможных человеческих начинаний, о которых давно сказано: "…если это предприятие и это дело от человеков, то оно разрушится" (Деяния 5:38).

То, что создает Бог, гораздо более устойчиво. В конце концов, как мы не стараемся испортить нашу Землю, она все еще прекрасна, и как не страдает от человеческого несовершенства Церковь Христова, она все же стоит вот уже 2000 лет и остается островом спасения.

Бог пока сделал далеко не все. В Его планах для человечества есть и светлое будущее, и вечная радость. А что касается новых людей, то они появляются на Земле и сейчас, и главное - для этого не нужно особого везения и уникальных обстоятельств, какие выпали Вере Павловне. Иисус Христос дает новую жизнь каждому, кто приходит к Нему.