Библейский взгляд

Кто твой брат?

Анжелика Свиридова

Кто твой брат?Он не гангстер и не киллер, он - новый "герой нашего времени". По его мнению, люди делятся на братьев и врагов. Первых следует защищать, вторых - уничтожать. С такой нехитрой философией идет по жизни Данила Багров - русский паренек, до которого далеко всем гангстерам и киллерам в мире.



В 80-е годы в США возникло явление, названное "новым патриотизмом". Фильмы типа "Рэмбо II" и "Роки IV" помогли американцам забыть позор Вьетнама, и теперь многие граждане США по утрам с гордостью поднимают над домом государственный флаг. 
Нечто подобное сейчас происходит в России. Кино помогает прийти в себя после пережитого общенационального унижения, когда народ, привыкший идти "впереди планеты всей", оказался чуть ли не на задворках цивилизации.
И если в кинохите 1999 года "Сибирский цирюльник" просто предлагалось вспомнить, какой великой державой была Россия, то новый культовый фильм "Брат-2" идет дальше, заявляя: "Мы и сейчас самые крутые, и мы им всем покажем!"
По крайней мере, так воспринимает фильм рядовой зритель, которому нет дела до выступлений возмущенных критиков, уже оценивших фильм как "не имеющий отношения к искусству", "полнометражный видеоклип, дополненный сборником дешевых анекдотов", "попса", "провокация" и т.д. Все негодуют по поводу отсутствия привычной политкорректности и осуждают фильм за пропаганду нацизма (впрочем, по словам режиссера А. Балабанова, "униженным" неграм, участвовавшим в съемках, все очень нравилось, а украинских мафиози играли... настоящие украинские мафиози, которые тоже были в восторге от фильма). В общем, критики ругают, зрители любят - для культового фильма это естественно.
Вот только даже простой зритель иногда недоумевает: что ж этот симпатичный русский мальчик Данила Багров так много и бездумно убивает? В первом фильме "Брат" он подрабатывает киллером, во втором - помогает брату убитого друга, обиженному жадным американским миллионером. И в обоих случаях оставляет за собой гору трупов, нисколько не теряя обаяния.
Возможно ли такое в жизни? Я не эксперт, мой скромный опыт убийств ограничивается в основном тараканами и лабораторными мышами, но, кажется, великий знаток человеческой души Ф.М. Достоевский считал, что убийца не может остаться нормальным человеком. Или он был не прав? Впрочем, есть ситуации, когда такое возможно, например - война, когда те, кого убиваешь - по определению враги, подонки, нелюди. Похоже, в фильме это и подразумевается: прошедший Чечню простой паренек воспринимает и мирную жизнь, как войну. И поэтому, не задумываясь, убивает врагов и защищает "своих", "братьев". Впрочем, нужно отдать Даниле справедливость - убивает он не всех: лежачего не бьет, если попросить "не стреляй!" - не стреляет (может, поэтому и не приходится ему "топить свою совесть в тяжелом вине").
И русского негодяя олигарха Белкина наш герой пожалел, поскольку уже успел признать "брата" в его маленьком сыне, который так душевно прочитал гениальное стихотворение, ставшее для Данилы девизом:

Я узнал, что у меня 
Есть огромная семья:
И тропинка, и лесок,
В поле каждый колосок,
Речка, небо голубое -
Это все мое, родное,
Это - Родина моя!
Всех люблю на свете я!

И добрый Данила не захотел оставлять мальчика сиротой. Но, конечно, ему некогда было задумываться о том, что у остальных "плохих" тоже могли быть дети, которые не подсуетились вовремя прочитать стишок дяде с "пушкой"…
Подлый американский бизнесмен Меннис тоже остается в живых, предварительно вернув чужие деньги и выслушав протрясающий монолог Данилы на тему "Сила не в деньгах, сила - в правде" (а правда, видимо, на стороне того, кто быстрее стреляет).
В общем, хэппи-энд, враг разбит, Данила и русская проститутка Даша, отбитая им у негров, обманув недалекую американскую полицию, возвращаются домой, к восторгу зрителей, успевших уже почувствовать гордость от того, что "мы не гангстеры, мы - русские" и полюбить решительного и справедливого русского Робин Гуда, защитника обиженных.
Итак, Данила Багров - новый "герой нашего времени", идеал для подрастающего поколения. Что оно выберет для подражания из гремучей смеси, составляющие которой - любовь к Родине, неприязнь к "чужим" (евреям, американца, "лицам кавказской национальности"), готовность разделить постель с любой нуждающейся в тепле женщиной и вообще "все попробовать", обаятельная простота и абсолютная уверенность в собственной правоте, а еще - почти евангельское милосердие и всепрощение к "своим": он, не раздумывая, прощает брату Виктору даже предательство. И так же не раздумывая расстреливает "чужих" - как будто в Doom играет.
В итоге получается, что за весь фильм Данила помог двум обиженным, убив при этом (вместе с братцем Витькой) человек двадцать-тридцать. Во что превратится жизнь, если каждый будет так бороться со злом? 
Если для кого-то не авторитет Библия и вся накопленная человечеством мудрость, позволю себе сослаться на столь любимый Данилой "Наутилус Помпилиус":

Мой город стоял всем смертям назло
И стоял бы еще целый век
Но против зла город выдумал зло -
И саваном стал ему снег.

Вообще, это сложный вопрос. Споры насчет "добра с кулаками" не утихают. Насилие - метод, конечно, соблазнительный и дающий быстрые результаты, но, возможно, далеко не лучший с точки зрения перспективы. 
Поясню на примере: если у человека ангина, аспирин ненадолго поможет, но для настоящего лечения нужны более сильные средства - антибиотики. А самым сильным "лекарством" от болезней общества является Бог. Если люди любят Бога и живут по Его заповедям - их земля получает Его благословения (это касается всех нас - и России, и Украины).
Стоит вспомнить, что США, не знавшие серьезных бед, были основаны как государство глубоко верующими людьми, и до сих пор там большинство населения - христиане, причем, по оценкам самих верующих, примерно четверть из них - христиане настоящие. А это немало: Содом избежал бы уничтожения, если бы там нашлось всего 10 праведников. И если Америке действительно будет "кирдык", как обещает Данила, то не потому, что "мы такие крутые и ей покажем", а потому, что ее население перестает читать Библию и все дальше отходит от Бога и нравственности.
А что у нас, в странах бывшего СНГ? Духовную ситуацию неплохо описывает исполнитель главной роли С. Бодров. Он предлагает представить себе, что первобытные люди, сидя у костра, решили: "нужно защищать своих", - и пока это все. "Это потом будет все остальное. Потом они обретут Христа. Но пока они дальше не двинулись".
Итак, страна, крещенная 1000 лет назад, сейчас с точки зрения нравственности находится в первобытном состоянии? Хорошо, если в конце концов люди обретут Христа. А если не успеют?
В нашем мире не стоит играть с огнем. Привыкнув решать проблемы с помощью силы, можно легко получить снег в качестве савана - то есть, ядерную зиму.
Так кто здесь самый крутой? В газете "Столичные новости" (№42,2000). А. Дубина сообщат о прогнозах российских политологов: "Начало возрождения России мы относим к 2010-2015 гг. К этому времени должна сформироваться национально-государственническая идеология при приоритете моральных ценностей". "Будет замечательно, если российская мощь восстановится на основе подлинных общечеловеческих ценностей, а не имперских амбиций" - замечает автор статьи. Проще говоря - не было б войны.. Не стоит забывать и о других действующих лицах - Америке, стремящейся все контролировать, исламских странах с их джихадом и о новой сверхдержаве - Китае, который пока ведет себя тихо… Но вследствие особенностей демографической политики в ближайшем будущем молодое население Китая будут составлять в основном мужчины, а эта ситуация, по мнению социологов, чревата войной… А как насчет того, что все эти страны имеют атомное оружие? И того, что, судя по постепенно сбывающимся пророчествам Библии, мы живем накануне тех самых "последних дней"?
Что, устроим конец света собственными руками, или стоит все же попытаться исправить ситуацию, действительно став учениками Христа? А, Он, между прочим, учит видеть даже во врагах - людей, и во всех людях - братьев.