Не знаю уж, по каким причинам, но в моем сознании римские папы представлялись какими-то манекенами в малиновых одеждах, указующими сухим костлявым перстом на какого-нибудь очередного еретика, отправляя его на костер инквизиции. Но личность нынешнего понтифа Иоанна Павла II этот стереотип полностью разрушила.
Римский Папа Иоанн Павел II (Кароль Войтыла), которого часто называют на Западе суперзвездой нашего времени, стал первым славянином, взошедшим на папский престол. И хотя его деятельность довольно широко освещается в прессе и на телевидении, для многих современников он остается закрытой книгой.
Родившись 18 мая 1920 года в небольшом польском городке Вадовице, вблизи Кракова, Лолик, как ласково называли его родители и школьные товарищи, уже в 8-летнем возрасте потерял свою мать Эмилию. А когда его старший брат Эдмунд, молодой перспективный врач, которого после потери матери Кароль просто обожал, выхаживая больную скарлатиной девушку, заразился сам и умер - 13-летний малыш в ответ на соболезнование соседки тихо ответил: "На все воля Божья".
Он рос в глубоко верующей христианской семье, и его мама страстно желала, чтобы ее сын стал священником. Но Кароль увлекся театром и играл там настолько успешно, что ему прочили блестящее будущее актера или режиссера.
И все же мечта матери осуществилась. Потеряв зимой 1941 года отца, тяжело работая в каменоломнях, руководимых немецкими компаниями, наблюдая жизнь вокруг и глубоко сопереживая людям в их страданиях, он все больше прилеплялся к вере. В 1942 году Войтыла твердо решает стать священником и поступает в подпольную духовную семинарию, организованную в Кракове Адамом Сапегой.
Победа над фашизмом не освободила ни Польшу, ни церковь от давления и угнетения. Но так как во все времена польская культура, история и жизнь крестьян были самым тесным образом переплетены с церковью, то и во времена правления атеистического коммунистического режима, церковь в Польше стала тихим голосом оппозиции.
Но с того момента в 1948 году, когда худенький священник в потертой рясе с маленьким помятым чемоданчиком медленно брел по грунтовой дороге в деревушку, состоящую всего из 200 жителей, до того часа в октябре 1978 года, когда с лестницы базилики Св. Петра сойдет новый папа Иоанн Павел II, который, вопреки предписанному регламенту, пойдет прямо к инвалидам в колясках, чтобы обниматься с ними, целовать малышей, принимать цветы и благословлять ликующую толпу, пройдут годы напряженного труда и поиски путей выживания церкви в безбожном обществе.
Годы, когда он, преподаватель университета и священник, в своих многочисленных походах и путешествиях со студентами проводил бесконечные беседы наедине. А эти мальчики и девочки любили его и доверяли ему даже свои любовные истории, хотя он вынужден был скрывать свою священническую сущность, одевая рубашку-поло и шорты, т.к. режим запрещал священникам быть молодежными лидерами. Он опротестовывал всякую попытку польского правительства прекратить преподавание детям в школе христианского катехизиса. И в ответ на упорный отказ в разрешении строительства церкви в каком-нибудь новом рабочем районе он приезжал туда в канун Рождества и праздничную полуночную мессу проводил прямо на снегу:
Когда Папе приписывают заслуги в падении коммунизма, он неизменно отвечает - это дерево было гнилым давно, я только пошатывал его и гнилые яблоки упали. Он постоянно подчеркивает, что церковь служит делу мира, прогресса и справедливости между народами и не вмешивается в политику. И все же, когда безработный электрик Лех Валенса, взобравшись по стрелке на верхушку экскаватора, находившегося во дворе одного из самых больших судозаводов в Гданьске, призвал польских рабочих ко всеобщей забастовке, что в дальнейшем повлекло создание первого независимого профсоюза "Солидарность" - символами для своей борьбы рабочие выбрали Матерь Ченстоховску и Папу Римского. Поляки считают его духовным лидером "Солидарности". В эти трудные для его Родины времена ему также пришлось нести свой собственный крест, т.к. 13 мая 1984 года турецким террористом Мехмед Али Агджа было совершено покушение на жизнь Папы. Он тогда чудом остался жив. Подозрения о причастности к этому акту КГБ не подтвердились. И это покушение, как и убийство в сентябре 1990 года Александра Меня, останутся величайшими загадками ХХ века. Вся его молодость сопровождалась потерями. Еще до прихода гитлеровцев он потерял своего друга Гинку Беер, дочь местного банкира, которая однажды сильно встревожила их с отцом, неожиданно появившись на пороге их дома, объяснив при этом, что дюжие молодцы бьют стекла в еврейских магазинах, банках и на предприятиях и в связи с этим их семья теперь вынуждена покинуть Польшу. Многие годы спустя, будучи в очередной раз на площади Св. Петра и узнав от своих земляков, находившихся там же, что Гинка Беер, теперь уж Инка Розенфельд, находится здесь, он поспешил повидаться с ней. Она рассказала ему, что ее мать погибла в Аушвице, а отец был убит в Советском Союзе. Они вместе молились и он благословил ее:
Страстно убежденный в том, что антисемитизм не имеет права на существование, он сделал то, чего до него не делал ни один Папа, а именно: пересек реку Тибр, чтобы посетить главную Синагогу Рима. Потом рассказывали, что, когда он выступал в синагоге, временами казалось, что он вот-вот расстроится и сорвется. Он вспоминал, как они с отцом ходили в синагогу в их деревне, чтобы послушать праздничный хор. А сейчас, сидя в позолоченном кресле, он слушал, как хористы исполняют "Верую я" - песню, которую пели приговоренные к смерти евреи, отправляясь в газовые камеры:
Сейчас вряд ли кто будет оспаривать, что возращение Ватикану ведущей роли в мировой политике произошло благодаря Папе. Под его влиянием католическая церковь пересмотрела отношение к инквизиции, реабилитировала Джордано Бруно, Яна Гуса и Галилео Галилея. Утверждают, что теперь на очереди Мартин Лютер.
Он стремится объединить христианский мир, беря себе в союзники Кирилла и Мефодия, которые, как полагает Папа, всегда находили консенсус между Византией и Римом. В декабре 1989 года Папа встречался в Ватикане с Михаилом Горбачевым, разговаривая с ним с глазу на глаз без переводчиков на русском языке.
"Мы беседовали с Папой о первом посещении им Советского Союза", - заявил Михаил Горбачев после аудиенции с Папой. Но в Советский Союз Папа так и не приехал. А жаль!
И хотя его инициативы и действия не всегда вызывают однозначную реакцию, а порой порождают различные толки и мнения, на сегодняшний день становится ясным, что этот любитель плавания и горных прогулок, за которым еще не так давно едва поспевали в Альпах его телохранители, этот свободно владеющий 8-ю языками ученый, литератор, драматург и поэт является одним из величайших подвижников и реформатором церкви нашего времени.
Несмотря на все ухудшающееся здоровье и на то, что его рука, поднимающаяся для благословения, выглядит все более уставшей, он по-прежнему управляет кораблем католической церкви, утверждая, что останется на своем посту ровно столько, сколько угодно Господу Богу!