Библейский взгляд

Наши учителя

Елена Тарасенко

Наши учителяУчителя... Главные герои первых сентябрьских дней. Они несут домой охапки цветов, слушают, как школьные коридоры наполняются звоном детских голосов и топотом десятков бегущих ног. Они входят в класс, где их встречают улыбки и любопытные взгляды. Так начинаются отношения, которые длятся месяцы, а то и годы, и могут не просто запомниться на всю жизнь, но и серьезно повлиять на нее. 

Любимые школьные учителя, любимые преподаватели в институте... Должно уж очень сильно не повезти, чтобы за все годы учебы не о ком было вспомнить с восхищением и благодарностью. 

Учительница истории, каждый урок которой превращался в увлекательное путешествие (помнится, я из-за нее чуть не поступила на исторический факультет, хотя ни до, ни после общения с ней особой склонности к истории у меня не было). Или мой математик, который, похоже, любого тугодума мог сделать если не Энштейном, то хотя бы «хорошистом». 

Позже, в институте - любимые всеми студентами преподаватели, на чьих лекциях и занятиях сухие математические формулы становились интересными, как приключенческий роман, а тайны природы - понятными, как таблица умножения. 

Но были и такие, о которых остались совсем другие воспоминания... Гений, который парил над аудиторией в облаке интегралов, пока его студенты один за другим засыпали (успеть за его мыслью было все равно невозможно). Профессор, прекрасный специалист, на чьи лекции ходили исключительно «из под палки», да еще чтобы запомнить пару специфических фраз, которые пригодятся на экзамене. Конспекты этих лекций занимали максимум полторы странички, а основной их темой было: «Смотрите, насколько я вас умнее!» (чтобы услышать это, нам приходилось ездить на другой конец Москвы). 

Получается, чтобы быть хорошим учителем, одних знаний недостаточно. Нужно еще любить своих учеников, понимать их нужды, в каком-то смысле - служить им, помня, что делаешь это ради них, а не ради себя. Когда-то это открыл для себя мой отец - он рассказывал, что став христианином, он начал по-другому относиться к своей преподавательской работе, потому что теперь в подготовке лекций им руководила прежде всего любовь. Поэтому он перестал загружать молоденьких студенток медучилища последними достижениями науки и множеством малопонятных терминов, а сосредоточился прежде всего на том, что им действительно пригодится.

Впрочем, любовь - это еще не все. Чтобы научить нас чему-то, жесткий контроль и требовательность нужны не меньше. Ушлые детишки - независимо от того, первоклассники они или пятикурсники - безошибочно вычисляют тех, на чьих уроках можно «сачконуть», и уж, будьте уверены, они это сделают. Только вот последствия такой сообразительности могут варьировать от неприятных до катастрофических. Если преподаватель-либерал вместо того, чтобы заставлять вас грызть гранит науки, болтает с вами на уроках и позволяет списывать контрольные - это радует студенческое сердце. Да, но ведь впереди маячит грозный экзамен, и вы уже с завистью посматриваете на другие группы, где готовились к каждому занятию и по нескольку раз пересдавали зачеты...

Как много зависит от таланта учителя, его отношения к своей работе! Он может помочь детям раскрыть свои способности, вселить уверенность в своих силах, вдохновить и научить добиваться успеха... Или не сделать этого, и тогда отпущенные на предмет часы окажутся просто впустую потраченным временем. 

Но не принести пользы - это еще полбеды, а что, если навредишь? Ведь не так давно на уроках общественных наук (и не только) преподавались вещи, которые детям и юношеству было бы полезнее всего пропускать мимо ушей. Помню, как однажды та самая замечательная учительница истории пыталась нас убедить в исторической целесообразности уничтожения царской семьи (прямой вывод - цель оправдывает средства), а мы упорно твердили: «Все равно детей убивать нельзя!». В случае, если то, что говорит учитель - ложь, все его прекрасные качества - талант, компетентность, авторитет - работают против учеников. 

Кто знает, может, если бы Гексли и Геккель, апостолы дарвинизма, не так талантливо, увлеченно и энергично его пропагандировали (кстати, большую часть того, о чем они говорили, наука уже опровергла), безбожие не воцарилось бы в умах и сердцах людей, а в ХХ веке было бы пролито меньше крови и слез. И наоборот, апостолами Христа стали самые обычные малообразованные люди. Они просто говорили о том, что видели - и изменили мир, сделав его чище и светлее. Правда, им было у кого учиться - у самого Иисуса Христа.

Когда Иисус ходил по земле, было в Нем что-то такое, что и седобородые книжники, и начальники, и «умеющие жить» коммерсанты признавали Его авторитет и называли Его Учителем. Библия говорит, что «Он учил их как власть имеющий, а не как книжники и фарисеи». Никаких туманных рассуждений, никаких предположений, никаких ссылок на традицию и предшествующих учителей закона. Он не просто считал, что учит абсолютной истине - Он говорил «Я есмь истина»! он поднимал людей на новый уровень отношений с Богом. Прошли тысячелетия, а Иисус Христос и сейчас остается Учителем для миллионов людей., и ни один из тех, кто доверил Ему свою жизнь, не назовет Его уроки скучными. И хотя Его требования высоки (ни много ни мало - «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш небесный»), Он снова с снова прощает наши ошибки, поправляет, ободряет, поддерживает. «Усовершившись, станет всякий, как учитель его» - эти слова из Библии подтверждает и наш житейский опыт. Сам Сын Божий стал нашим Учителем, чтобы мы могли стать детьми Божьими - не только по названию, но и по сути: такими же милосердными, радостными, чистыми, любящими, верными, как Он. Думаете, это невозможно? И тем не менее рано или поздно Он своего добьется. Если только мы не бросим Его школу...