Семья

Новый год... без телевизора

Елена Тарасенко

Новый год... без телевизора- А вы разве не с нами будете Новый Год встречать?
- И не уговаривайте! Сейчас в наше время главное украшение стола что? Телевизор! А он у вас паутину показывает!
(из м/фильма «Зима в Простоквашино»)

Есть у нашей семьи одна особенность, которая просто шокирует окружающих. Забавно видеть, как округляются глаза собеседника, стоит мне так, знаете, небрежно бросить одну-единственную фразу. Вот эту: «У НАС НЕТ ТЕЛЕВИЗОРА!» «Что-о-о? - удивляется народ, - И как же вы живете?»

Действительно, большинство людей не мыслит себе жизни без голубого экрана. При этом девять из десяти телезрителей согласятся, что: а) показывают массу ерунды; б) рекламы раз в пять больше, чем можно выдержать без зубовного скрежета; в) обычно у телевизора проводишь больше времени, чем планировал; г) время от времени смотришь то, без чего предпочел бы обойтись (стрессов и так хватает); д) после нескольких часов просмотра остается ощущение потерянного времени и жуткое недовольство собой; е) почти невозможно контролировать, что и сколько смотрят дети. И прочая, и прочая...

Так вот, у нас таких проблем нет. При этом обделенными мы себя совершенно не чувствуем. Для связи с внешним миром существует радио и Интернет. Чтобы отдохнуть и расслабиться после рабочего дня, можно поговорить, почитать, погулять, принять ванну… Да мало ли еще что - и все это, заметьте, полезнее телевизора. И от просмотра фильмов и мультиков мы, кстати, не отказываемся - для этого у нас имеется видеоплеер, присоединенный к компьютеру. Возможно, экран монитора и маловат, но мы как-то не страдаем. Зато никакой рекламы. И смотришь только то, что хочешь, причем в любую минуту можно остановиться, фильм никуда не убежит. И не нужно сломя голову лететь из кухни, потому что дети включили ток-шоу, на котором как раз с жаром обсуждают эксгибиционизм. Что еще? Да, никаких требований купить постоянно мелькающие на телеэкране жвачки и сладости. Никаких проблем с уроками из-за очередного мультсериала. Время просмотра мультиков строго ограничено - максимум 40 минут в день. Зато сына-второклассника за уши не оттащишь от книжек. Правда, нужно отметить, что ни я, ни муж не принадлежим к славному племени болельщиков - им-то без телевизора не обойтись...

Нет, мы, конечно, не сразу пришли к такому экстремальному образу жизни. Началось все с банальной поломки телевизора. Возиться с ним все как-то не было времени, и к моменту, когда его, наконец, починили, дети подросли, а мы успели отвыкнуть от постоянного присутствия «друга семьи». В первый же вечер я с неудовольствием обнаружила, что мои крошки, усевшись на ковре, неотрывно смотрят на экран, как кролики на удава. Еще меньше мне понравился дружный протестующий рев, которым сопровождалось выключение чудесной светящейся игрушки. Впрочем, мы, взрослые, были не лучше: телевизор, как ему и положено, начал с завидным аппетитом поглощать все свободное время. К счастью, однажды он опять сломался, и вот тут-то надоевшего одноглазого монстра и отдали знакомому на запчасти. Через пару лет была сделана еще одна попытка мирного сосуществования с прогрессом: муж принес TV-тюнер и прицепил его к компьютеру - разумеется, с твердым намерением Покупать Программу, Отмечать Самые Интересные Передачи и Смотреть Только Их. Хватило двух месяцев, чтобы убедиться - на это способен только сверхчеловек с железной волей. 
С тех самых пор мы обходимся без Якубовича и Каменской. И прекрасно себя чувствуем, особенно учитывая все те ужасы, которые наперебой рассказывают о телевидении газеты и журналы.

Только послушайте: во-первых, телевизор - самый настоящий наркотик. С привыканием, специфическим «кайфом» и абстиненцией. Механизм его действия основан на эксплуатации нашего исследовательского рефлекса. Мозг, реагируя на любой неожиданный раздражитель, концентрируется на сборе информации, в то время как все остальное тело отдыхает. В рекламных роликах, музыкальных клипах, фильмах «экшн» планы и ракурсы меняются со средней скоростью 1 объект в секунду. Отсюда невозможность оторваться от экрана и одновременно - чувство приятной расслабленности, которое хочется испытывать еще и еще. У многих при лишении телевизора начинается самая настоящая «ломка» («Огонек» №23, 2002).

Во-вторых, все это, разумеется, не проходит бесследно ни для здоровья, ни для психики.

Люди, страдающие от телезависимости, легко впадают в хандру, с трудом концентрируют внимание и чаще отвлекаются. Они не переносят одиночества, постоянно чувствуют себя усталыми и психологически неудовлетворенными. Они чаще страдают ожирением и реже занимаются спортом - то есть, получают и весь букет болезней, сопровождающих гиподинамию.

В-третьих, к детям все это относится еще в большей степени. Педиатры предупреждают, что раннее приобщение ребенка к телевизору отрицательно влияет на его развитие, значительно понижает любознательность. У детей, проводящих у экрана более часа в день, снижается уровень образного мышления и уменьшается объем памяти, они позже начинают читать. Поэтому детям до 3 лет вообще не рекомендуется смотреть телевизор, а перенесшим родовую травму - даже до 5-6 лет. Здоровый ребенок в 3-4 года может смотреть телевизор ежедневно не более 15 минут, в 5-6 лет - не более получаса, а младшие школьники - час–полтора, но не более трех раз в неделю («2000», 24.05, 2002).

В-четвертых, телевизор - это попросту мошенник, этакий «представитель канадской компании» на дому. Мало того, что реклама, льющаяся с экрана нескончаемым потоком, давно всех достала. Так «АиФ» к тому же сообщает страшную тайну: оказывается, оплачивают-то ее совсем не производители прокладок, жвачки и пива, а мы, потребители, из своего собственного кармана! Потому что стоимость «рекламных пауз» закладывается в цену рекламируемого товара. Покупая флакон шампуня, 25% своих кровных мы отдаем за его рекламу, а покупая пачку жвачки - половину! Так что это за наши собственные деньги 16 раз в день крутят ролик про «Тампакс», и 98 раз - про «Орбит».

Но есть еще и в-пятых. Рассерженные журналисты утверждают, что телевидение давно уже не окно в реальный мир, а мощное средство манипулирования сознанием людей. По мнению итальянского журналиста Джульетто Кьеза, телевидение угрожает демократии, потому что кучка людей, держащих в своих руках телевещание, получает неограниченную возможность влиять на общество. Причем, если в Европе это пока в новинку, то в США мнением людей манипулируют так давно и искусно, что никто уже ничего не замечает. «…Миллионы людей постоянно подвергаются (с чудовищным эффектом постепенного отложения в сознании) «фоновому шуму», определяющему не только уровень информации общества и его коллективную культуру, но даже его эмоциональный и этический уровень. Немногие понимают, что и школа, и семья, и даже церковный приход - все эти институты уже опрокинуты мощью коммуникации, которой подвергается молодое поколение» («Литературная газета», №42, 2002). Бр-р-р, вот страсти-то!

В общем, вывод напрашивается такой: все эти телекомпании из кожи вон лезут, чтобы мои дети стали толстыми, больными, глупыми, несчастными и зомбированными к тому же. Нет уж, дудки!

Возможно, мой подход к делу покажется кому-то чересчур радикальным. Я, собственно, не призываю никого в честь Нового Года по-итальянски темпераментно выбрасывать телевизоры с балкона. Но что-то делать нужно! Вы только подумайте: жители развитых стран в среднем проводят у телевизора… 10 лет жизни (это 3 часа в день). При этом в законодательстве обычно оговаривается, что реклама должна составлять не более 20-25% эфирного времени (а наши отечественные телекомпании законы, как водится, не соблюдают). Значит, средний телезритель тратит 2–3 года своей единственной жизни исключительно на просмотр рекламы!

А что касается мнения почтальона Печкина о необходимости телевизора при встрече Нового Года, то и так всем ясно, что просидеть всю ночь перед «ящиком» гораздо скучнее, чем провести ее в веселой дружеской компании. И что «роскошь человеческого общения» дарит намного больше радости, чем самое рейтинговое шоу или головокружительный триллер. Все-таки жить куда интереснее, чем наблюдать за чужой жизнью на голубом экране.

Ну, а если с этим проблемы… Если друзей почему-то не осталось, а с родными не о чем говорить - может, в этом виновата как раз наша неумеренная любовь к телевизору, заменившему собой нормальное общение? И я уж молчу о том, что, если бы все мы уделяли общению с нашим Создателем столько времени, сколько посвящаем просмотру телепередач, то жили бы сейчас совсем в другой стране…

В общем, я предлагаю показать этому назойливому бытовому прибору, кто в доме хозяин. И почаще вспоминать вечную библейскую мудрость: «Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» (1 Коринфянам 6:12).