21 декабря 1879 года родился Иосиф Сталин
Задумался я недавно, откуда появляются тираны. Ведь не рождаются же люди такими чудовищами. Когда 21 декабря 1879 года в небольшом селении Гори в семье Джугашвили родился долгожданный сын, никому бы не пришло в голову, что из безобидного розового младенца вырастет жестокий диктатор, который затмит своими злодеяниями Чингисхана, Аттилу и Иоанна Грозного.
Отец маленького Иосифа, Виссарион Джугашвили, после отмены крепостного права стал свободным человеком, но в душе так и остался рабом – недовольным и безответственным. Он никогда не был счастлив – ни когда трудился в Тифлисе на обувной фабрике, ни когда перебрался в Гори, чтобы работать сапожником и не зависеть от хозяев. Соседи запомнили Виссариона как мрачного, вечно пьяного человека, из-за которого его семья так и не смогла выбраться из нищеты. По некоторым сведениям, когда Иосифу было десять лет, мать разошлась с Виссарионом, который после этого вел исключительно бродячую жизнь. А для Сталина отец так навсегда и остался пятном в биографии, и так сильно было его желание исправить этот факт, что уже в поздние годы он распространял о себе слухи, что на самом деле он якобы незаконный сын Пржевальского.
Мать Екатерина Геладзе была тоже из крепостных. Но ее семья после отмены крепостного права очень скоро встала на ноги. Трое ее детей умерли в младенчестве, и, когда родился Иосиф, она пообещала посвятить сына Богу, сделав его священником. Впрочем, возможно, это всего лишь поздняя легенда, и на самом деле бедная женщина просто хотела для своего сына уважения и высокого положения, которым в то время и обладали священники. Свою жизнь она, как и положено настоящей грузинке, посвятила семье и ребенку. Она шила, пекла хлеб и работала с утра до вечера, чтобы Иосиф всегда был сыт, хорошо одет, мог учиться и ни в чем не нуждался. Сама она так и не научилась грамоте, но все сделала для того, чтобы Иосиф получил самое лучшее образование. Правда, работая на нескольких работах, она почти не занималась воспитанием своего сына. Единственное, что четко усвоил от нее Сосо – то, что он – избранник судьбы, не чета другим…
Иосиф рос очень способным мальчиком и обладал необычайно сильным характером. Такой ребенок обычно не подарок для окружающих. Родители Иосифа всеми силами пытались выбить из него строптивость. Считается, что, проведя лингвистический анализ сочинений человека, можно многое узнать о его личности и о том, что человек перенес в детстве. Анализируя речи Сталина, психологи обнаружили, что в них очень часто встречается слово «бить». Сталина били и мать, и отец. По поводу и без повода. Кроме того, ребенок нередко был свидетелем стычек матери и отца, и видел, что мать чаще выходила в них победителем не благодаря своей мягкости и уму, а просто потому, что Виссарион из-за своего пьянства все больше слабел, и у матери хватало сил ему сопротивляться. А в училище у Сталина был учитель, который имел привычку бить своих учеников указкой по пальцам – даже за то, что у ученика, к примеру, «подозрительно» бегали глаза.
К тому же внешние недостатки Иосифа не давали покоя его сверстникам. На одной ноге были два сросшихся пальца. Перенесенная в раннем возрасте оспа оставила на его лице неизгладимые рытвины, а травма задержала развитие левой руки. К тому же он был маленького роста. Из-за всего этого в детстве он часто был объектом насмешек сверстников – и не только насмешек, к сожалению. Для Иосифа фраза «битие определяет сознание» многократно потверждалось опытом. При этом мальчик никогда не забывал оскорблений и уже тогда познал сладость мести.
Но человека формируют не только родители и обстоятельства. На него влияют и книги. Что же любил читать будущий Отец народов? Возьмем, к примеру, романы грузинского писателя Казбеги про абрека по прозвищу Коба. Иосифу настолько нравился этот герой, что его прозвище он взял себе в качестве партийной клички. Месть сладка, а жалость губительна для абрека. Для того, чтобы поразить врага, оправданы любые методы. Эти уроки он усвоил на всю жизнь. Чуть позже, уже в семинарии, его настольной книгой станет «Катехизис революционера» Нечаева, который анархист Бакунин метко называл «Катехизисом абрека». Вот некоторые положения из него. Революционер – это тот, кто разорвал всякую связь с гражданским порядком, со всеми законами, приличиями, общепринятыми условностями, нравственностью этого мира. Ради революции революционер должен быть готов на подлог, обман, грабеж, убийство и предательство...
А сколько «полезного» почерпнул Иосиф из исторических книг! Откровением для Сталина стало то, что великого человека в конце концов все равно оправдывают. Иудейский царь Ирод истребил всех младенцев Вифлеема – и все же остался в истории как Ирод Великий. Атилла убил своего брата, чтобы не делить с ним награбленное золото, а люди до сих пор вспоминают его как великого полководца. И, если на то пошло, кто не знает знаменитой речи Черчилля о Сталине, где он назван великим человеком, «..который взял Россию с сохой, а оставил с атомной бомбой».
Некоторые же книги стали для будущего правителя руководством к действию. Как, к примеру, книги по истории инквизиции. Чрезвычайные суды, тройки, пытки и унижение инакомыслящих, истребление всех родственников казненного, изъятие имущества и разделение его между сторонниками не было изобретением Сталина. Все это было тщательно скопировано из книг, которые он внимательно изучал во время учебы.
Когда в 1899 году Иосифа выгнали из семинарии, он был сформированной личностью. Милый талантливый мальчик Сосо Джугашвили стал безжалостным абреком Кобой Сталиным, твердо усвоившим главную мысль: «Для великой цели любые средства хороши».
Так что, если вы хотите воспитать тирана, просто следуйте следующим советам:
Только не обижайтесь потом, что ребенок, когда вырастет, не будет уважать вас. Сталин фактически отрекся от отца, а свою мать ославил гулящей женщиной, потому что в те патриархальные времена порядочная грузинка ну никак не могла родить ребенка от какого-то постороннего Пржевальского, сыном которого считал себя Сталин. И не сетуйте, если человечество и вас будет считать причастными к преступлениям вашего сына или дочери.
Как-то не хочется верить, что на нашей кухне, может быть, сейчас мирно ужинает будущий тиран – пока еще маленький и хороший. Что ж, от нашего внимания, от наших усилий и мудрости зависит судьба наших детей. А может быть, и не только их.