Это интересно

Песнь о самураях

Андрей Свиридов

Песнь о самураяхКогда в конце XX века Япония из разрушенной войной страны превратилась в экономически сильную державу, оставив позади США и европейские страны, многие объясняли это необычайным трудолюбием японцев и их высоким патриотизмом. В чем же секрет этой воинственной нации, воевавшей до середины XX века со всем миром и теперь вышедшей на тропу экономической войны и вновь побеждающей. Может все дело в традициях древних самураев. Ведь до сих пор в Японии изучают боевые искусства и правительство дотирует кузнецов, умеющих выковать настоящий самурайский меч.

Кодекс чести самурая

Япония всегда была воинственной страной. Никто не знает, откуда и когда появились предки современных японцев, но точно известно, что пришельцы очень быстро потеснили местных жителей, а когда захватили страну, начали войну друг с другом, да так и воевали вплоть до XVII века. В те времена и появились самураи, благородные рыцари средневековой Японии.

Основой жизни самурая был бусидо (от слов «Буси» - воин и «До, дао» - путь) - кодекс чести война. Бусидо - это не книга. Это свод правил, которые передавались сначала устно от отца к сыну, а чуть позже растворились в многочисленных книгах об известных самураях или таких трактатах, как «Хакагурэ» («Потаенный в листве»).

На бусидо оказали влияние учения, бывшие популярными на островах Японии в те времена. Из синтоизма в бусидо попали почитание императора, предков и священной земли (японцы верили что они избранный народ, сотворенный Богами, и даже император Японии имел титул «Наместник неба»), из дзен-буддизма - идеи об иллюзорности существующего мира и презрении к смерти, а учение Конфуция помогло выработать правила отношений отца с сыном, господина с вассалом. К соблюдению бусидо самураи относились очень строго. Если из-за невнимательности или трусости самурай нарушал какое-либо правило, то свое бесчестье он мог смыть только кровью. Правила касались не только войны, в мирное время самурай также должен был поступать достойно своего высокого звания. Каким же должен был быть самурай?

Самурай должен был с уважением относиться к родителям. Причем, невзирая на то, были они хорошими или плохими. Отношение к родителям показывало, как он будет относиться к своему хозяину. Ведь если он непочтителен к родителям, потому что они, к примеру, несправедливо распределили наследство между сыновьями, то впоследствии, будучи недоволен своим господином, может предать и его.

Самурай должен был уважительно относиться к жене. Ведь она была жена уважаемого всеми человека. Ни в коем случае нельзя было повышать голоса на нее, оскорблять и тем более бить. В исключительных случаях он мог развестись и отправить ее обратно к родителям, но унижать жену самурая не позволялось никому, даже мужу.

Самурай должен был всегда быть готовым к битве. Даже находясь в своих внутренних комнатах, не должен был он расставаться с оружием. Его доспехи должны были всегда быть тщательно отполированы и вычищены. Он должен был быть экономным, но, покупая себе меч или доспехи, он должен был выбирать самое надежное, невзирая на цену, а торговаться при покупке меча вообще считалось недостойным.

Но самое главное правило в бусидо касалось беспрекословного подчинения своему господину. Даже если приказ явно противоречил кодексу чести, самурай мог попытаться уговорить хозяина не совершать зло, но если он не мог это сделать, он должен был совершить сеппуку или все-таки подчиниться. Уважительное отношение выражалось даже в том, как самурай распечатывал послание от своего господина. В этот момент он должен был одеть все доспехи и принять такую же почтительную позу, как если бы сейчас он пребывал перед своим хозяином.

Долг господина к своему самураю также был священен. Бывали случаи, когда, самурай, потерявший работоспособность, все равно получал такое же содержание, как прежде, хотя это было и невыгодно для господина.

«...Считать себя мертвым»

Путь самурая - смерть… Созерцать неизбежность смерти следует ежедневно. Каждый день, когда тело и ум пребывают в покое, нужно представлять себе, как тебя пронзают стрелами, убивают выстрелом из ружья, протыкают копьем или разрубают мечом. …Каждый день без исключения нужно считать себя уже мертвым (Хакагурэ).

Самураи редко умирали своей смертью. Гибель на поле боя за своего господина считалась самым достойным поступком великого война. Если самураю угрожал плен, он должен был совершить сеппуку, но не сдаться.

Порою самураев приговаривали к смерти, но чаще всего они приговаривали сами себя. Причин была масса, а способ только один - сеппуку (нам этот способ больше известен под названием харакири) - человек мечом разрезал себе живот и умирал от потери крови (очень болезненная смерть - в этом месте находится очень много нервных окончаний). Самурай должен был совершить сеппуку, если он чувствовал, что нарушил бусидо, если не смог защитить своего господина. В тех случаях, если его приговаривали к смерти, его не казнил палач. Самурай имел привилегию сам лишить себя жизни, и, совершив сеппуку, своей кровью смыть бесчестие.

Самураи нашего времени

Прошли века, но и сегодня высокий дух самураев живет в каждом японце. Конечно, никто сейчас не совершает сеппуку, да и войн сегодня нет, но принципы уважения и преданности и сегодня помогают правительству Японии управлять страной, а предпринимателям - эффективно вести свой бизнес.

Японский работник - это самурай на службе у своей фирмы. Он не будет обсуждать своего хозяина, не покинет фирму в трудные времена. В 1960-х годах для фирмы «Casio» наступили тяжелые времена. Сотрудники фирмы одели траурную одежду, а ведущие инженеры после работы оставались для уборки территории завода.

Хозяин фирмы также заботится о своих работниках, как хороший господин некогда заботился о своих самураях. Тадао Касио, основатель фирмы «Casio» разрабатывал с помощью научных консультантов даже обеденное меню своих сотрудников, чтобы добиться их максимальной работоспособности. На территории его заводов есть комнаты отдыха, теннисные корты, спортивные залы.

Каждый японец гордится тем, что он принадлежит к избранному народу. Он истинный патриот и готов служить родине и когда она процветает, и когда она в упадке. Это и помогло после Второй Мировой войны, позорной и разрушительной для Японии, в минимальные сроки восстановить разрушенное. Ведь в послевоенные годы японские рабочие работали по 12-13 часов в сутки, буквально до обмороков. Каждый трудился не покладая рук, чтобы как можно быстрее восстановить былое величие своей страны. И Япония возродилась, и не только возродилась, но и оставила позади многие страны, не видевшие войны.

Чем больше я узнавал об обычаях самураев, тем большим уважением я проникался к этим благородным людям. Конечно, не все было так идеально, как пишется в книгах. Были и обычаи, просто поражающие нас, европейцев, своей жестокостью (например, когда самурай приобретал себе новый меч, он должен был его проверить перед боем, причем сделать это можно было даже, разрубив пьяного крестьянина, мирно спящего у дороги). Да и самураев, в точности следовавших правилам, было не так много. Но бусидо очень выгодно отличается от прочих восточных учений своей практичностью. Ведь этим правилам подчинялись не монахи, живущие в монастырях, и отвлеченные от мирских дел, а войны, люди действия, и большинство правил касались не мирной жизни, а войны. И тем не менее высокие нравственные идеалы и мудрость бусидо до сих пор восхищают даже нас, жителей 21 века, живущих в мирное время. А разве можно не уважать людей, для которых честь была дороже жизни, долг превыше чувств, а высшей наградой - отдать жизнь за своего господина. Я думаю самураю не показались бы странными такие слова, как «…Ибо, кто хочет душу свою спасти, тот погубит ее; кто же погубит душу свою ради Меня, тот и спасет ее…», «Кто из вас, имея раба пашущего или пасущего, по возвращении его с поля, скажет ему: "иди сейчас же, садись за стол"? Напротив, не скажет ли он ему: "приготовь мне пообедать и, подпоясавшись, служи мне, пока я ем и пью, и потом ешь и пей ты сам"? Будет ли он благодарить раба за то, что тот исполнил указанное? Так и вы, когда исполните всё указанное вам, говорите: "мы рабы ни на что не годные; что должны были сделать, сделали". Ведь если Бог - это Господин, а человек Ему служит, то отдать за Него жизнь, служить Ему, не ожидая награды, и хранить верность - это священный долг.

В древних книгах можно найти много историй о том, как самураи умирали за своих господ, но не найдем мы там истории о том, как господин умер за своих самураев. К сожалению, христианство не прижилось в Японии. Впервые христиане появились на островах еще в 16 веке - это были миссионеры из Португалии. Общины очень быстро росли, и к началу 17 века в Японии было свыше 300 тысяч христиан. Но в 17 веке, когда японцы стали бороться с чужеземным влиянием, все христиане подверглись жестоким гонениям, и только в конце 19 века христианство вновь стало возрождаться. Сейчас в Японии есть и католические, и протестантские и православные церкви. Но не многочисленные. Может придет тот день, когда японцы обретут своего истинного Господина. И будут служить ему с пылом истинных самураев. А Бог уж точно никогда не отдаст недостойного приказа слуге Своему. Да и сеппуку делать уже не придется, потому что за все наши прегрешения уже пролилась кровь и все недостойные поступки наши уже искуплены.