Весь март в американских кинотеатрах лилась кровь и слезы. И причиной всего этого ужаса стал не кто иной, как давний любимец публики актер и режиссер Мел Гибсон. На этот раз Мел решился... распять Христа. И распял.
Волна ажиотажа вокруг нового блокбастера «Страсти Христовы» вспенилась еще задолго до его выхода на большой экран. В адрес режиссера и его фильма не высказывался только ленивый. Слухи и новости накануне премьерного показа нарастали со скоростью снежной лавины, и в среду 25 февраля, - день премьеры, - достигли пика. Проекту светил либо жуткий скандал, либо потрясающий успех. И того и другого Мел Гибсон хлебнул в избытке.
Киноистория о ХристеИстория кинематографа знает около полусотни фильмов об Иисусе Христе. Вот лишь некоторые, наиболее известные из них. 1927 год. Немая лента Сесиля ДеМиля «Царь царей» с Генри Уорнером в главной роли. Дорогая по тем временам картина оказалась по-своему авангардной: ДеМиль решился впервые нарушить традицию и показать на экране лицо Иисуса. Обычно Христа показывали или со спины или частично, набожно обозначая Его присутствие, как это сделали, к примеру, в картине «Бен Гур» 1925 года. Фильм ДеМилля в Англии был, практически, запрещен. В США продюсера также атаковала цензура. Вдобавок ко всему, влиятельная еврейская организация призвала бойкотировать фильм, усматривая в нем антиеврейские настроения. И тем не менее, картина «Царь царей» имела огромный успех. Ее показывали на протяжении двух лет в Европе. В американском кинопрокате фильм оставался более 40 лет, после чего перекочевал на телеэкраны. Успех «Царя царей» ДеМилля был так значителен, что в 1961 году появилась новая версия картины с тем же названием. Христа в нем сыграл симпатичный Джеффри Хантер, к которому прилипло прозвище «Иисус-тинейджер». В 1964 году марксист Пазолини в своем «Евангелии от Матвея» уловил политическую конъюнктуру и явил миру Иисуса-революционера на манер Че Гевары. В 1965 году появилась «Величайшая история, когда-либо рассказанная» с Максом фон Зюдовом в главной роли. В 1977 году итальянец Франко Дзеффирелли выпустил сериал «Иисус из Назарета». В 1988 году режиссер Мартин Скорцезе и актер Уиллем Дэфоу представили терзаемого сомнениями Иисуса в «Последнем искушении Христа» - талантливой драме, снятой по роману Микоса Казандзакиса. И, напоследок, как не вспомнить всемирно известные мюзикл «Иисус Христос - суперзвезда» и ленту «Иисус» с Брайаном Диконом, снятую по Евангелию от Луки режиссером Джоном Хейманом! У каждого поколения был свой экранный образ Иисуса. И вот он - новый взгляд на Спасителя. Америка, потрясенная трагедией 11 сентября, сегодня переживает новый шок, оказавшись лицом к лицу с окровавленным Иисусом в картине Гибсона. |
Как бы то ни было, все эти страсти вокруг фильма сотворили ему блестящую рекламу. И когда народ хлынул на премьеру, 3600 кинозалов по всей стране были полны. А 25 миллионов, которые Мел Гибсон лично вложил в проект, окупились в первый же вечер!
Американские кинопрокатчики, привыкшие успех любого фильма оценивать в долларах, продолжают в недоумении считать прибыли, которые уже превзошли суммы от проката третьей части «Властелина колец» - эффект невероятный. Особенно если учесть, что фильм, где актеры общаются между собой исключительно на латыни и арамейском наречии, идет без перевода. Но едва ли все эти цифры способны передать истинную ценность этого неординарного кинопроекта.
Одного беглого взгляда на опрос зрителей (см. подборку) достаточно, чтобы понять: ТАКОГО КИНО искушенная в кинематографе нация еще не видела!
Что же увидела Америка в фильме Мела Гибсона?
Когда мой друг в середине марта вернулся из США, я спросил его о «Страстях Христовых». «Ужасный фильм! - кратко ответил он, - Были моменты, когда хотелось отвернуться и не смотреть - так это было мучительно!»
Зачем понадобилось этому богатому красавчику так круто менять свою актерскую и режиссерскую карьеру? Что заставило Мела пойти на заведомый риск, навлекая на себя стрелы кинокритиков, историков, а, паче всего, еврейских ортодоксов, обвиняющих режиссера в антисемитизме?
Лучше всего «безумие» Гибсона объясняют несколько его цитат:
«Идея пришла в мою пустую голову 10 лет назад и постепенно обретала очертания».
В истории Иисуса, по словам режиссера, его более всего привлекают последние часы перед распятием, которое стало «драмой для человека, обладающего божественным духом и земными слабостями». Состояние Христа в эти минуты обычно описывается как обречение себя на смерть без каких-либо страхов и колебаний. «Но мой Иисус, - говорил Гибсон, - будет потрясен своей земной болью, настоящая кровь будет течь из его раны, и его распятие также будет настоящим».
«Они думают, что я сумасшедший, и это, может быть, правда. Но, возможно, я - гений! Я думаю, эта история - и вневременная, и очень современная. Я хочу показать человечность Христа и его священный аспект».
Это решение не было легким. Прежде чем показать своего Христа на экране, режиссеру пришлось пройти через искушение покончить с собой. И именно эта борьба вдохнула страсть в его работу над драмой.
В основу двухчасового фильма «Страсти Христовы» легли книги: «Печальная страсть Нашего Господа Иисуса Христа» святой Анны Катерины Эммерих, «Таинственный город Бога» святой Марии из Агреды, а также тексты Евангелий.
Эта работа стала первым возвращением Гибсона к режиссуре после 1995 года. Тогда его кинолента «Храброе сердце» завоевала сразу пять «Оскаров». Будет ли удостоена наград последняя работа - пока неизвестно. Зато антисемитскими ярлыками Мела щедро «одаривают» уже сегодня, а нью-йоркские фанатики даже бросали в Гибсона ведро с кровью ягненка. Хотя сам режиссер не раз утверждал, что никаких антиеврейских мотивов в его фильме нет: «Ни я, ни мой фильм не являются антисемитскими, и я не испытываю ненависти ни к кому – особенно к евреям. Они - мои друзья и коллеги. Антисемитизм противоречит не только моим личным убеждениям, но и центральной мысли моего фильма».
Не сладко приходится и «воскресшему» 35-летнему Джиму Кавизелю - актеру, сыгравшему роль Христа. Исполнительные директора студии, опасаясь покушений на его жизнь со стороны угрожающих фанатиков, позаботились об охране для актера и его жены Керри, на что он заметил: «Для меня парадоксально то, что фильм порождает гнев и насилие. Сама мысль, что актеру нужна охрана из-за того, что он сыграл человека, миссией которого было распространение Божьей любви, ужасна».
Мнения |
«Во время всего показа никто не произносил ни слова. Эту кинокартину никогда не забудут». Марвин Гетц «Это было даже лучше того, что я ожидал. Это
- лучший фильм, который я когда-либо видел. Он наверняка войдет в историю. Гибсон использовал весь свой талант и свои дарования, чтобы создать его». «Я не вижу в нем каких-то выпадов против какой-либо религии. Не могу понять, как кому-то фильм может показаться антисемитским». «Фильм Мела Гибсона о смерти Христа
- лучшая адаптация Библии в истории Голливуда». «Это - триумф искусства и веры, который приближает людей к Богу. Этот фильм подводит зрителя к молитве и рефлексии, к искреннему и одухотворенному созерцанию. Одно из самых важных достижений ленты
- верное представление как ужаса греха и эгоизма, так и искупительной силы любви». «Давно ожидала, когда кто-то создаст такой фильм про страдания Христа. В фильме, действительно, много жестокости, но показать все это было просто необходимо. История не была бы так реальна без сцен насилия. Это была самая жестокая казнь в истории, поэтому фильм должен был быть таким же. Я бы не повела детей на просмотр этого фильма, но для подростков он вполне приемлем“. «Я просто в шоке! Я люблю Иисуса всем своим сердцем. Такой фильм было необходимо снять. Если бы у меня были деньги, я бы тоже сняла такой фильм. Если вы посмотрите его, он изменит вашу жизнь». |
Справедливости ради, стоит заметить, что съемки в роли Христа не прошли для Кавизеля бесследно. Когда снимали сцену распятия, ему повредили плечо, а во время съемки Нагорной проповеди в Джима ударила молния. Кавизель обнаженным висел на кресте на пронизывающем ветру. И так продолжалось неделями. Часто Кавизелю приходилось вставать в два часа ночи и посвящать 8 часов нанесению грима, имитирующего раны: опухший, полузакрытый от побоев глаз, венок из терна, следы от ударов и истерзанная плоть от головы до кончиков пальцев. Во время съемок бичевания Христа «римский солдат» промахнулся, и на спине Кавизеля образовалась настоящая 35-сантиметровая рана. Кроме того, он вывихнул плечо, неся крест, подхватил пневмонию, получил раны, царапины и боль в спине от цепей. И, тем не менее, актер одобрил все те экстремальные меры, к которым прибег Гибсон, изображая насилие: «Это было необходимо, чтобы по-настоящему изобразить страдания Христа. Я хотел полного освещения истины, иначе я бы не согласился. Мне не хотелось, чтобы люди видели меня. Я просто хотел, чтобы они увидели Христа».
Кажется, это ему удалось. Но со всей неизбежностью возникает простой вопрос:
Пока Америка приходит в себя от кровавого откровения, поговаривают, что Мелу Гибсону теперь самое время заняться новыми экранизациями библейских сюжетов.
Да и в Голливуде, наблюдая за тем, как пасторы церквей оптом скупали билеты на «Страсти Христовы», впервые серьезно задумались о том, как недооценили зрителя, игнорируя спрос на качественные духовные фильмы.
Впрочем, спрос вырос не только на кино. Увеличились объемы продаж духовной литературы. По всей стране нарасхват идут брелки, значки и открытки с рекламой кинофильма. Оловянные гвозди становятся новым символом христианства.
А «Страсти Христовы» начинают свое непредсказуемое шествие по всему миру. И, похоже, Пасха этого года реально имеет шанс пройти под знаком этого потрясающего фильма.
Сможем ли мы увидеть за кровью и мастерством актеров реальное послание о Божьей любви и заплакать о Христе, как о лучшем друге? Или снова бесчувственно отвернемся, дескать, это - всего лишь выдумка сумасшедшего американца?
Это очень трудно объяснить словами, но, кажется, мне впервые в жизни так хочется, чтобы люди от души поверили в этот фильм, как в реальность, в то, что так все и было в ТОТ ДЕНЬ. И в то, что эта вера - наш единственный шанс спастись от реального зла и тьмы.