Это интересно

Страсти по Фрейду

Вера Лебедева

Страсти по ФрейдуИмя Фрейда во времена моей молодости произносилось шепотом и с оглядкой, т.к. интерес к нему однозначно расценивался какой-нибудь сексуальной аномалией.
Но как бы ярко не горели его книги на фашистских кострах и какими бы толстыми не были замки в советских спецхранах, где Фрейда читали только особо посвященные, - его психоанализ, этот выпрыгнувший из мешка кот, заставил содрогнуться человека 20 века, т.к. обнаружил и обнажил в нем то, чего до Фрейда и в голову никому прийти не могло.

Фрейд был безусловно гением. Смелые умы, однако, утверждают, что все гениальное - просто, поэтому рискнем разобраться, в чем же состоит гениальная простота Фрейда. «В молодости я ощущал непреодолимую потребность что-то понять в загадках мира в котором мы живем, и пожалуй, даже что-то сделать для их разрешения» - писал Фрейд.

Какие же загадки ему удалось разрешить? Фрейд был атеистом и критиковал религию. Его отношение к Богу для истинно верующего человека является весьма спорным, но как ни странно, истоки его учения можно соотнести с Библией. Судите сами. 

историческая справка
Зигмунд Фрейд, австрийский невропатолог, психиатр, основоположник психоанализа, родился 6 мая 1856 г. в небольшом моравском городе Фрейбурге (современная Чехия), в семье небогатого торговца шерстью. В 1860 году семья переехала в Вену, где Фрейд прожил около 80 лет. В семье отца Фрейда было 8 детей, но только Зигмунд выделялся своими исключительными способностями, острым умом и страстью к чтению. Закончив гимназию в 17 лет он поступил в знаменитый Венский университет на медицинский факультет. Закончив его в 1881 году он продолжал заниматься исследовательскими работами в области физиологии.
У Фрейда был счастливый брак с Мартой Барней, в котором было шестеро детей.
Ранние работы Фрейда посвящены физиологии головного мозга. Он одним из первых начал изучать психологические аспекты развития сексуальности, в которых выделил ряд стадий. В 1900-х гг. Фрейд выдвинул общепсихологическую теорию строения психического аппарата как энергетической системы в основе динамики которой лежит конфликт между сознанием и бессознательными влечениями. В 1938 году, когда в Австрии к власти пришли нацисты, Фрейд вынужден был эмигрировать в Лондон, однако, здесь он прожил недолго, т.к. уже с 1923 года он болел раком и в связи с этим перенес 33 операции. В последние дни его жизни боли были особенно невыносимыми и по его просьбе лечащий врач сделал два укола, которые положили конец его страданиям. Это произошло в Лондоне 21 сентября 1939 года.
Влияние идей Фрейда сказалось на самых различных направлениях философии, психологии, литературы, искусственных школ и течений. Наследие Фрейда нельзя назвать бесспорным, но тем не менее, оно монументально.
Фрейд - выделяющийся интеллектуальный первопроходец 20 столетия.

Основоположник психоанализа полагал, что человеком движут два мощных, определяющих его поведение института - тяга к жизни и тяга к смерти. И назвал он эти инстинкты, как и положено высокой науке, серьезными заковыристыми словами, а именно: либидо, - что в узком смысле означает половое влечение, а в более широком - совокупность жизнеутверждающих инстинктов и Танатос - первичный позыв к смерти, который противостоит либидо и направляет на уничтожение и разрушение, порождая агрессию и враждебность. Понятно теперь, почему Гитлер и органы НКВД так ненавидели Фрейда.

Переваривая в себе эти горькие фрейдовские пилюли, я почему-то представила себе картину, где великий Моисей, приведший наконец-то свой многострадальный народ к обетованной земле, во всеуслышание этому народу заявил: «…жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое». И несмотря на свой атеизм, в оценке векторов движущих сил развития человека, Фрейд был полностью солидарен с Моисеем. Человек ХХ века повторил то, что было сказано до него в Библии примерно 4,5 тысяч лет назад. Разница и весьма существенная состоит лишь в том, что стоял на своей высокой горе и взывал к народу сделать выбор между жизнью и смертью, Моисей апеллировал к горнему, к Богу, - тогда как Фрейд свой проницательный взгляд психиатра направил прямиком в бурлящий котел наших земных страстей и желаний. Однако — и это стало ясно уже теперь, в пост советские времена - сводить все учение Фрейда только лишь к сексуально озабоченному психопату или же агрессивному маньяку было бы весьма и весьма близоруко.

Ежедневная, напряженная работа Фрейда с больными в медицинской клинике позволила ему докопаться в человеческом разуме до того, что до него никому и не снилось.

Оказывается, наше сознание - это величайшее достояние Homo Sapiens - не совсем то, что этот Homo Sapiens о нем воображал. Веками считалось, что поведение человека находиться под надежным контролем сознания. Но Фрейд открыл, что наше сознание состоит из определенных уровней, которые вместо того, чтобы жить в любви и согласии, конфликтуют между собою так, что могут сделать нашу жизнь невыносимой.

Кроме уровня сознательного «Я» (от латинского «Ego»), состоящего из ощущений и переживаний, которые человек осознает в данный момент, у нас с вами, дорогой читатель, есть еще и бессознательные, - по Фрейду Id, или ОНО, являющееся примитивным, иррациональным, ориентированным на принцип удовольствия уровнем, который наподобие червяка в яблоке влияет на человека, но не контролируется им. Бедный я человек! Что же мне делать с этим червяком?

И мне думается - не об этой ли проблеме пишет апостол Павел, когда еще на заре I века в своем послании к римлянам, взывал: «Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Ибо по внутреннему человек нахожу удовольствие в законе Божием; но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в челнах моих! Бедный я человек! Кто избавит меня от сего тела смерти?»

Здесь Павел так же как и потом Фрейд вслед за ним обозначил внутренний конфликт, присущий человеку. И то же самое, уже более четко и ясно сформировал Достоевский, сказав, что душа человека - это арена битвы Бога с Дьяволом. Но речь здесь о Фрейде, поэтому пойдем дальше. Согласно Фрейду, в структуре нашего сознания существует уровень сверх Я или супер Эго, представляющий собою морально-этические нормы и ценности, приобретаемые нами в процессе воспитания родителями и обществом. Этот цензор притормаживает и порицает примитивные импульсы и страсти, идущие от ИД, тем самым порождая новые конфликты.

Какой же выход из этого заколдованного круга предлагает человеку Фрейд? Великий интеллектуал открыл способ контроля иррациональных влечений человека и назвал его сублимацией.

Это сродни преобразованию энергии воды в электричество и дальнейшему загоранию света в нашей настольной лампе. Таким образом, Фрейд, изучая источник влечений человека, пытался помочь человеку рационализацией и сублимацией господствовать над ними.

Однако, зная, что сознание так тесно связано с его преисподней - подсознанием, какими же мотивами и целями должен руководствоваться человек, чтобы его низменные инстинкты, желания и страсти смогли сублимироваться в «разумное, доброе, вечное»?

И здесь уместно привести разговор Льва Толстого с одним начинающим художником. «Случилось ли вам, - спросил Толстой — в лодке переезжать быстроходную реку? Надо править всегда выше того места, куда вам нужно, иначе снесет. Так и в области нравственных требований. Надо рулить всегда выше - потому, что жизнь все снесет. Пусть ваш гонец очень высоко держит руль, тогда доплывет».

Река нашего с вами бытия с его нуждой, проблемами и страстями норовит нас снести все ниже и ниже по течению. Как высоко мы держим свой руль? И куда правим его? Фрейд предупредил, что там, вниз по течению нас ждут низменные, иррациональные инстинкты и желания. А Моисей на своей горе давно уже предложил сделать выбор. Куда же мы направим свой руль?