«Не нужно мне цветов!» - дети застыли, устремив вопросительный взгляд на учителя. «Петров, ты принесешь масло, ты, Сидоров - крупу, а ты, Иванов, купишь кофе!»
Аномалия? Да, страшная аномалия наших дней. «Милый мой, добрый учитель», тот, что «сердце отдает детям» - со школьной скамьи он будет учить этих несмышленышей преподносить вместо дара от чистого сердца свою первую взятку! Конечно, ведь это им в будущем так пригодится.
А ведь это один из самых унизительных моментов в человеческой жизни. Это мерзкое ощущение, которое липкой грязью надолго остается где-то внутри. Но раз за разом мы к этому привыкаем. И как без этого, ведь все берут, а порой даже очень хорошо берут! В бытовой коррупции принимает участие не менее половины активного населения («АиФ в Украине» №22 2002). Причем для большей части это не является проблемой, а, наоборот, помогает разобраться с некоторыми неразрешимыми жизненными моментами. При этом никого не волнует даже тот факт, что мы платим дважды. К чему же тогда законы, власть? Жить в собственной стране постоянно ущемленным в своих правах?
Кто-то за долгие годы уже усвоил все «тонкости» - кому, когда и сколько нужно дать, и лишний раз он на это не пойдет. Кто-то из-за боязни попасть впросак делает это «на всякий случай». Есть и те (но они, к сожалению, в меньшинстве), кто пытается этому противостоять, освободиться, отказываясь от общепринятого штампа «все дают».
Удивительно, что у всех «homo sapiens» возникает какое-то неприятное ощущение в конце подобной «сделки». Неужели Господь задумал наши взаимоотношения так, чтобы они приносили чувство отвращения с лицемерной улыбкой на лице? Что-то тут не сходится. Гармонические отношения приносят радость, отсутствие же ее - критерий болезни. Библейская аксиома утверждает: «Корыстолюбивый расстроит дом свой, а ненавидящий подарки будет жить» (Прит.15:27). Вот вам и приоритеты.
Откуда же берут начало первые признаки таких отношений? Наверное, с рождения первого чиновника. Ведь не зря о взятках говорится уже в ветхозаветной книге Притчей Соломоновых, написанной за 1000 лет до Рождества Христова!
В царские и в советские времена коррупция не просто существовала, но фактически была частью системы. В СССР «государство, помимо зарплаты, «откатывало» чиновникам за лояльность и молчание, но главным образом натурой: дачи, служебные автомашины, престижные квартиры, продовольственные пайки, курортные путевки, возможность пропихнуть своих отпрысков в престижный вуз или устроить на работу «за бугор». Фактически это была система «кормления» высшего чиновничества, в преобразованном виде унаследованная с екатерининских времен. Но поскольку в СССР делить из собственности было нечего (все забрало государство), то и масштабы коррупции были весьма скромны» («АиФ в Украине» №21, 2002).
Нынешнюю ситуацию комментирует в интервью журналу «Огонек» Г.А.Сатаров, руководитель фонда «Информатика для демократии». По его словам, когда в начале 90-х государство круто поменяло направление движения, коррупция в том виде, в котором мы наблюдаем ее сегодня, служила смазкой, помогая переходу от командно-административной системы к новому экономическому укладу. Но впоследствии государственная машина из-за тех же взяток начинает ржаветь и разрушаться. Коррупция - это серьезная болезнь, она колоссальным образом сказывается на эффективности системы и на результатах. Если сопоставить для целого ряда стран уровень бедности и уровень коррупции, то получится функциональная зависимость: чем выше коррупция, тем выше бедность. Причем с развитием системы коррупция может носить и многоуровневый характер, когда меньшие делятся со старшими чинами. И пока государство со всеми принимаемыми законами, и общество в целом не будут заинтересованы в противостоянии этому злу, победы не будет.
Работа по уменьшению «взяткооборота» на государственном уровне уже проводилась, и не однажды. К примеру, Сингапур раньше был чрезвычайно коррумпированной страной, экономика там была в полнейшем провале. Но в стране с семидесятых годов начали реализовывать мощнейшую антикоррупционную программу. Сейчас там об этой проблеме остались только воспоминания.
Поэтому оправдания нашему застою нет. Ведь после очередной «манипуляции» всегда остается третья сторона - та, что страдает от нечестной сделки. Талантливый, но необеспеченный абитуриент, «провалившийся» из-за нехватки вакантных мест в вузе. Больной, оказавшийся калекой в результате не оказанного качественного лечения. Тот несчастный, который пострадал из-за гаишника, отпустившего за взятку пьяного водителя. При этом, как отмечает Г.Сатаров, несет потери и общество в целом: ведь оно нуждается в классных специалистах, а не в «липовых» дипломах, и страдает от уменьшения числа здоровых и работоспособных граждан («Огонек» №23, 2002).
И никому не хочется ничего менять. Гораздо легче оставить все как есть. Ведь для изменения необходимы усилия, и немалые, а главное, переосмысление каждым членом общества этой ситуации. Где здравый рассудок? Не о нас ли это: «Притесняя других, мудрый делается глупым, и подарки портят сердце» (Еккл. 7:7)?
Среди сфер, где люди чаще всего сталкиваются с бытовой коррупцией
- образование и здравоохранение. «...Да, есть врачи, которые требуют, чтоб им несли. Это ужасно. Но основная масса вынуждена так делать...» (из интервью с министром здравоохранения Украины В. Москаленко в газете «2000» от 14 июня 2002г.). Это действительно ужасно. Многое можно объяснить сложной экономической ситуацией. Чем объяснить бессердечие?
Сегодня все приобретает определение «товара»: любовь, доброта, сердечность, справедливость, помощь, а профессионализм особенно. Сколько заплатил - столько получи! Это не для слабаков. Старики, бездомные, бедные автоматически выключены из этого оборота. Но «милосердный будет благословляем, потому что дает бедному от хлеба своего» (Прит. 22:9). Все как-то сразу стали скупыми и расчетливыми. Мы вроде как все самое ценное в нас хотим променять на внешний «евростандартный» лоск.
А может, прав бард Юлий Ким, утверждающий, что все дело в недостатке гражданского достоинства: «…у нас всегда совмещалось несовместимое. Море философов - и эмбриональное состояние общественной мысли, полнейшая беспомощность во взаимоотношениях общества и власти. Это особенно заметно в сравнении с Израилем, где общество очень четко взаимодействует с властью. Там ведь как? Дружный вопль нескольких газет - и подозреваемый в коррупции министр снят с должности и отдан под суд» («Огонек» №23, 2002). Круто? Для нас да. Вполне возможно, что они живут по принципу: «Царь правосудием утверждает землю, а любящий подарки разоряет ее» (Прит.29:4).
Не давайте топтать ваше человеческое достоинство. Поднимите его повыше, чтобы никто не тронул, ведь в нем отражен образ Божий. Никто не говорил, что это будет просто. И помилуй вас Господь от страшных разочарований и поражений, в Нем ваша защита. Боритесь!