Блиц-опрос

Я не трус, но... я боюсь

Анатолий Пашморга, Владимир Шишков

«Только глупцы ничего не боятся», - любил говаривать один мой знакомый. И он не ошибся.
Чтобы выяснить, какие страхи не дают покоя простым смертным мы обратились к случайным прохожим.
Вот что у нас получилось.

Я не трус, но... я боюсь Я на заводе 35 лет проработал. В литейном, в кузнечно-прессовом. Чего мне бояться? Чужое горе никого не колышет. В сорок первом отец на фронте погиб. Вот и все мое горе.
Виктор Алексеевич
Бедности... Красть боюсь, чтобы куда-то не попасть...
Упасть с высоты.
Смерти.
Утонуть на середине Днепра.
мальчики
Преступников. Старые люди себя в безопасности не чувствуют. Постоянно им угрожает молодежь. И в автобусах хамство к пожилым людям. Идешь и не чувствуешь себя спокойно.
Будущего не вижу для нашей страны и для себя лично. Пенсия маленькая.
Гостья из России и ее знакомая
Вроде ничего не боимся. Пенсионеры. Имеем дачу.
Боимся беспредела. Не выйти на улицу. В городе такой беспорядок.
Хотелось бы, чтобы наши дети хоть немножко чувствовали себя спокойней.
Не представились
Боюсь, как я завтра выживу. Сегодня выжила, а как завтра... Будущего боюсь. Вдруг еще хуже будет.
Варвара Сергеевна
Опасаюсь, чтобы ничего плохого не случилось с моим ребенком. Этого я опасаюсь больше всего. По-моему, каждый опасается какого-то несчастья, каких-то природных катаклизмов, этого все боятся. Думаю, все, что происходит от людей преодолимо. Даже потеря работы. При желании, настойчивости работу можно найти. Пусть не сразу такую, как надо, - это все в человеческих силах. А того, что не зависит от человека и надо опасаться. Стихии, войны.
Ирина
За родных боюсь. За себя как-то так... У меня просто папа дальнобойщик, я боюсь за него.
Ксения, 13 лет
Мне 80 лет. Время подойдет, лапки в сторону... Ничего не боюсь. Раньше боялись - война будет. Теперь поутихло...
Леонид
Войны.
Одиночества.
Григорий и Елена
Боюсь. Я из села, из Александровки. У нас там такие страшные случаи... Я боюсь всяких трагедий в жизни... Чтоб с детьми было благополучно. Вот недавно в карьере подрезали парня, 21 год, бросили в воду... Месяц назад в лесопосадке водителю горло перерезали. Девушку спалили в машине, - слышали, наверное?
Лариса

Замечание первое. Немалое число тех, к кому мы обращались с вопросами, просто боялись диктофона и фотокамеры.

Замечание второе. Сам вопрос о страхах вызывал некоторое подозрение. И мы некоторые ответы, показавшиеся нам неискренними, просто опустили.

Конечно, мы понимали, что нам поведали не все свои опасения.

Из того, что осталось, выводы напрашиваются следующие.

Молодежь, (особенно парни) не склонна признаваться незнакомым людям в своих слабостях и опасениях. Те же, кто решался высказаться, оригинальности не проявили. Пугает все неизвестное, из которого смерть, гибель занимает первое место.

Людей постарше страшат вполне определенные вещи, не надуманные, реальные, уже пережитые раньше. Голод. Война. Бедность. Они знают, чего боятся. Переживают за детей, близких. Многие с опаской глядят в будущее, надеясь только на пенсию, дачу и собственные силы. Эти боятся не столько смерти, сколько кризисов жизни, каждый из которых может стать последним.

Странно, но почему-то никто не вспомнил о тех стихийных бедствиях, которые бушевали недавно в Европе, Крыму, на юге России; о техногенных катастрофах и терроризме. Неужели и впрямь чужое горе никого «не колышет», как сказал один из опрашиваемых? Или просто срабатывает психологическая защита и мы стараемся просто не думать о худшем?

Впрочем, не нужно быть великим психологом, чтобы признать простую истину - все мы чего-то боимся, иной раз, не решаясь даже самим себе в этом признаваться.

Если разобраться хорошенько, большинство наших страхов просто надуманны и поэтому просто вредны. Они, как правило, тянутся за нами с детства и вряд ли когда-нибудь исполнятся. Это эмоции, которые мы сами же и плодим, питаем и подогреваем собственными фантазиями.

Другая разновидность страхов - это проблемы, к которым мы не решаемся подступиться. То ли боимся неудачи, то ли просто, делая что-то впервые, пасуем, оправдываясь неопытностью. Здесь проще. Иногда проблемы решаются как-то сами собой: подростковые угри с возрастом проходят, безденежье побеждается новой работой, а первые роды оказываются не такими уж страшными. Есть страхи, которые живут в приемных начальства, в экзаменационных аудиториях, зубных кабинетах. Их нужно не пережидать, а побеждать, даже если с первого раза не получится. Это бывает рискованно, но не смертельно. И у вас есть шанс в случае удачи почувствовать себя героем. Хотя бы в собственных глазах..

Труднее всего бороться с реальными опасностями. И особенно с теми, которые от нас не зависят. Но с другой стороны, если мы не можем никак повлиять на исход ситуации, бояться… просто бесполезно. Ведь боясь, мы не можем предотвратить автокатастрофу, заморозки или разрушительный ураган. Но мы тратим огромные усилия, вступая в борьбу с собственными негативными эмоциями вместо того, чтобы...

Те из вас, кто держал на руках своих детей-несмышленышей, вспомните, пожалуйста, как успокаивались они в ваших объятьях. Чем было наполнено тогда ваше сердце? Кто мог отнять у вас вашу крошку? На что вы были готовы, ради нее, в случае реальной угрозы?

Если те ваши чувства совпадают с моими, то, надеюсь, мы легко поймем друг друга. А главное, - мы вместе сможем понять отношение Бога к нам и нашим страхам. И если в минуту опасности мы шепчем своему чаду: «Не бойся, я рядом!», то почему не обращаем внимания на точно такой же призыв, звучащий из уст премудрого и любящего Отца отцов: «не бойся, ибо Я с тобою; не смущайся, ибо Я Бог твой; Я укреплю тебя, и помогу тебе, и поддержу тебя десницею правды Моей» (Ис41:10)?!

Полистайте Библию и просто посчитайте, сколько раз звучит призыв Бога «Не бойся!» Разве этот несложный подсчет не убеждает вас в том, что Бог - за нас? Что Он не устанет предлагать нам сменить жизнь, полную страхов на новую жизнь в Его совершенной любви, которая изгоняет всякий страх. Нам нужно только научиться доверять Ему. И, когда это произойдет, вы перестанете всерьез бояться перхоти, бедности и конца света. А из всех страхов вам останется только один - потерять Божью защиту и милость. Но с таким страхом можно жить вечно, чего мы вам всем и желаем!