«От любви до ненависти один шаг». Знали, сталкивались? Я тоже. Разочаровывались, обманывались, теряли надежду и ненавидели за предательство? Я тоже. Обижали сами, скрывались от понимания собственной подлости и теряли друзей? Я тоже. Замыкались и становились одинокими? Или все же прощали, мирились, говорили всю ночь напролет и снова любили?
Одиночество — одно из самых сильных испытаний и наказаний, на которые, зачастую мы сами себя обрекаем. Почему мы не ценим тех, кто впускает нас в свои сердца и не бережем тех, кто доверяет нам свои? Почему особенно больно делаем тем, кого любим? Ведь была когда-то эта прекрасная пора откровения, доверия и взаимопонимания — пик нашей дружбы. Все равно, мужская она или женская. Любовь тоже называют дружбой, только пылкой.
Все это отношения, и мы сами допускаем, чтобы они стали сложными и запутанными. Поэтому хочется и одновременно не хочется подпускать к себе очень близко. Хочется, потому что невмоготу быть одинокими, забытыми и нелюбимыми. Не хочется, потому что близкие ранят особенно больно. Они попадают в «десятку» острым словом и откровенным пренебрежением. Ужасно, когда тебе откровенно и безосновательно нахамили в общественном месте; ты глотаешь воздух от возмущения, но быстро отходишь. С близкими все иначе. Их слова и действия попадают в самое сердце, и эти раны могут не заживать годами. Вот тогда и до ненависти один шаг. С друзьями и близкими мы можем пройти все этапы дружбы, учась на ошибках, приобретая опыт и укрепляя свою надежность. А можем и не пройти… Происходит очередной разрыв, мы говорим: «Довольно!» и что? Развод. К сожалению, он стал так популярен в наше время. Со всеми: с мужем, детьми, с родителями, друзьями и даже с Богом.
Об отношениях с нашим Творцом особый разговор. Люди отталкивают Его, даже не познав. Лишь коснувшись Истины, пугаются и убегают. Убегают от непонимания и ответственности. Меряют Его преданность и надежность человеческими мерками. Нас так часто бросали, что становится привычно думать, что и Он нас тоже бросил. Мы так часто бросали, что сделать это несложно. Но «только в Боге успокаивается душа моя» (Пс.61:2). Сначала у нас не складываются отношения с Ним, а потом — и с окружающими. Или точнее: у нас не складываются отношения с окружающими, потому что нет отношений с Ним.
Часто мы надеваем маску, изображая благочестивого верующего, добропорядочного супруга, вежливого слушателя, сдержанного ребенка и опекающего родителя. А внутри — холод, непробиваемая стена, обида и отторжение. Но чуть подует ветерок — маска слетает, лицемерие становится явным. А под ней просматриваются ненависть, злость и грязь. Это противно не только окружающим, но и нам. Поэтому мы снова натягиваем, мостим ее на прежнее место.
Правда, в последнее время люди начали сами сбрасывать свои маски, и окружающий нас мир все более кажется ужасным.
Лично я, анализируя свои старые отношения, ясно представляю себе такую картину. При любой сложной, конфликтной, требующей ответственности ситуации, я физически ощущала себя страусом, который в неловкий момент прячет голову в песок, находя массу оправданий. «Я подумаю об этом завтра», — вспоминается классическая фраза из «Унесенных ветром». Это отталкивает. Трусость, безответственность и эгоизм. Это самый короткий путь к одиночеству.
Но есть и другой, как обратная сторона медали. В ответ мы тоже делаем больно: отвергаем, мстим и ненавидим. В конфликтах мы легко вступаем на этот путь. И лишь дойдя до края, делаем усилия для восстановления своей зоны комфорта.
Существует масса советов, как наладить отношения. Но это все последствия, а не причины. Начинать надо с себя. Причины лежат в нашем сердце. У наших добрых дел есть предел. У нашей бескорыстной любви тоже есть предел. Мы знаем это и поэтому не должны судить, но судим. Очень жестко судим других, полагаясь, как на лакмусовую бумажку, на свои обиды. А обиды — это реакция на пересечение той самой зоны комфорта. Обида — это змея, которая затаилась в сердце. И она способна либо кусать других, либо терзать наше собственное сердце.
Другая реакция — гнев. Это чувство сильнее. Гнев вызывает возмущение в сердце и в разуме. Управляемая эта энергия дает толчок для изменений. Она способна очистить отношения, оперативным путем излечить наболевшие раны. А можно прогневаться всю жизнь впустую, оставляя развалины, разбрасывая обвинения ко всем ближним и дальним. Гнев — это силовой способ восстановления справедливости. Но где же мирный?
Первая заповедь — возлюбить Бога, вторая — возлюбить ближнего. Почему в этом заключается суть нашего бытия? Попробуйте усилием воли прожить под этим лозунгом хотя бы день. Вы почувствуете себя овцой, идущей на убой, боксерской грушей, безвольным созданием. Это ощущение надолго отвадит проводить подобные эксперименты. Но христианство человеческой логике не подвластно. То, что внешне кажется слабостью, со временем обретает силу, покоряющую чужие сердца — за счет любви. Этот путь — путь любви. Он миролюбивый, он всепрощающий, он снисходительный, приводящий все в порядок.
Я разводилась один раз в своей жизни. Со своей очень близкой подругой. Была такая буря в наших отношениях, что маски то и дело слетали с наших лиц. Зона порядка и комфорта была нарушена. Я не выдержала первой и объявила развод. Отторжение уже давно произошло в моем сердце, осталось уладить формальности.
Это неправда, что женской дружбы нет. Иначе так не болело бы сердце, когда мы разрывали последнюю ниточку общения, разрывали с треском, с кровью, навсегда.
Нам всем свойственно обижаться, но женщинам особенно. Она может ответить на обиду нескоро и без кулаков, но, точно рассчитав удар, разбить вам самое сердце. Мы ранили друг друга, оправдывая себя. И это убивало нашу дружбу. Куда-то подевалась былая искренность и душевность; осталось одно лицемерие. И это было противно. Наша ссора, к тому же, разрывала отношения и наших семей. Женщины, вместо созидания мира, стали источником раздора. Мы были загнаны в тупик. Между нами возвышалась стена из многочисленных обид и непрощения, сложенная за годы. Но эта стена дала трещину, когда было сказано первое «Прости».
Исцеление происходит, когда есть откровенный разговор, прощение и время. Тогда появляется место для любви. То был самый показательный развод в моей жизни. Как оказалось, многие мои отношения имели то же направление. Но не обязательное же постоянно подходить к краю пропасти, чтобы увидеть, что там — бездна. Бездна одиночества.
Развод рождается в сердце. Он, как война, оставляет после себя лишь пепелища на том месте, где мог бы быть цветущий сад — моя привязанность, моя любовь. Чужие ошибки и моя ожесточенность могут истребить во мне все живое. Но зачем?
Когда отношения с близкими и даже дальними близкими заходят в тупик, и я уже не в силах терпеть, и запас моей бескорыстной любви закончился — мое «Я» сдается. Я призываю Христа, пока снова не наломала дров и не начала очередной развод. Я не могу, но Он может. Он дарит мне любовь, а с ней приходит мир и покой, а также мудрость, как выйти из очередного тупика. Я не прощаю — Он все прощает. Я не люблю. Он есть Любовь. С таким отношением к окружающему миру сложно остаться одиноким. Ведь все мы крепко держимся за тех, кто нас прощает и любит.
Бог может это сделать во мне. А кто я, чтобы спорить с Ним? Он — мой самый близкий Друг, и учит не судить, а прощать. Он учит разбираться в недоразумениях тонко и деликатно. Но, хотя я и не отличная ученица, Он очень терпелив со мной. Он дарит мне новые узы и укрепляет старые, потому, что основанием служит Сам.
Прошу и вас, попробуйте, не разводитесь!