Библейский взгляд

Зачем нам одежда?

Владимир Шишков

Зачем нам одежда?Если вопрос кому-то покажется глупым, напомню, что на заре цивилизации эта проблема потребовала вмешательства Самого Господа, а Он, как известно, глупостями не занимается.

Вот что говорит по этому поводу Библия.

В начале, как известно, первые люди обходились вовсе без одежды. И это было так естественно, что они даже не стыдились: «Были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились» (Быт.2:25). Именно к этому сейчас пытаются вернуть нас натуристы, но поезд ушел: грехопадение перевернуло мир с ног на голову. Нет, внешне ничего не изменилось. Естественная и прекрасная нагота Адама и Евы не перестала быть таковой. Но сделанный грех убил дух и с ним - внутреннюю свободу, без которой не бывает совершенства. Так возник стыд и страх - первая оскомина от плодов древа познания добра и зла.

И вот тогда появилась одежда. Импровизированные костюмы, которые смастерили на скорую руку первые грешники, были нужны им не для украшения, соблазна или защиты от превратностей погоды. Нет, это была жалкая и бесполезная попытка спрятать грех от глаз всезнающего Бога. И Бог немедленно узнал причину маскарада. Преступников выдала… ОДЕЖДА. Она была так же неестественна, как на дубе яблоки.

Видя страх и стыд своих детей, Бог пришел к ним на помощь - одел их в кожу убитых животных. И неспроста. Во первых, этим актом Создатель установил главный - этический смысл одежды: покрывать стыд наготы каждого грешника. Во вторых, по мнению Бога, не всякая одежда для этого подходила. И не потому, что кожа надежней фиговых листьев. А потому, что одежды, данные Богом, снова и снова напоминали людям о совершенном грехе и его смертном жале - на них была кровь невинно убитого животного.

С тех пор обнаруживать наготу стало неприличным, чужую - тем более. Это было все равно, что афишировать грех. По сей день человека, не скрывающего своих дурных наклонностей называют «хамом», по имени среднего сына Ноя. Хам так «прославился» за то, что, увидев отца в неприглядном виде - тот был пьян и спал в шатре нагой, - пошел и растрезвонил об этом своим братьям, чем «заработал» отцовское проклятие для своего сына. Чтобы подобного впредь не случалось, Бог, столетия спустя, повелел евреям: «Наготы отца твоего и наготы матери твоей не открывай: она мать твоя, не открывай наготы ее». (Лев.18:7) То же касалось и наготы всех родственников.

Когда же Господь давал Моисею повеления относительно священнического служения, одежде священников было уделено особое внимание: «Вот одежды, которые должны они сделать: наперсник, ефод, верхняя риза, хитон стяжной, кидар и пояс». (Исх.28:4)

Но, помимо священных одежд, у евреев было еще одно напоминание о «кожанке Адама» - жертвоприношения. Библейская истина об искуплении грехов гласит: Бог не желает спокойно смотреть на грех в человеке. Он требует покрытия. И поэтому все ветхозаветные жертвоприношения символизировали одно - убивая невинных животных, люди словно покрывали собственные грехи. Но, этот способ был временным и малоэффективным, (как одежды из фиговых листьев), - проблему смерти грешника он не решал. Так продолжалось до тех пор, пока Бог Сам не пришел на помощь. Совершенная жертва Иисуса Христа навсегда покрыла грехи всего человечества, став для верующих новой одеждой. И именно эта одежда праведности Христа, а не первозданная нагота является теперь пропуском в Божье Царство.

Не удивительно, что дьявол так жаждет лишить нас этого небесного покрова или хотя бы сорвать с нас одежды земные. Пытаясь опозорить человека - подобие Божье, тем самым он хамит Богу. Пример тому - нагой гадаринский бесноватый, наводивший ужас на окрестных жителей до того дня, когда Иисус освободил его и покрыл его наготу (Луки 8:27).

...Библейское повествование завершается описанием великого множества спасенных людей, облеченных в белые одежды, которые красотой своей превзойдут царское одеяние Соломона.

У нас еще остается шанс оказаться там и пройти вместе с ними по главной улице Небесной столицы, не стесняясь присутствия Бога. Небесные костюмы уже приготовлены и их хватит на всех...