Может быть, и не всем известно, что грамоте в Киевской Руси учились по Евангелию. Его читали, им жили, оно проникало во все уголки сознания и человеческой жизни.
Удивительно, что при нынешнем изобилии на книжных прилавках и в библиотеках, так сложно найти одну из интереснейших и полезнейших книг. Не так много на свете книг, которые были бы столь популярны и одновременно вызывали бы столько резкой, если не сказать злобной критики. Итак, «Домострой». За 90-е годы вышло 4 издания этой книги. Это – попытки возобновить утраченное, искорененное мышление и традиции.
Автор - Сильвестр (начало XVI в.) - выходец из новгородской зажиточной, купеческой среды, был близок к новгородскому архиепископу Макарию. Переехал в Москву и с 1545 года стал протоиереем Кремлевского Благовещенского собора. Он был угоден молодому Ивану Грозному. Сильвестр по своим убеждениям был противником церковных владений и роскошеств - был близок к нестяжателям. Но после боярского мятежа Грозный охладел к Сильвестру, и ему пришлось постричься в монахи Кирилло-Белозерского монастыря. Типичная история любого мыслящего русского человека.
«Домострой» весь пропитан Писанием. И Евангельские и Ветхозаветные тексты прочно входили тогда в сознание грамотных людей, весь строй мышления базировался на Священном Писании, вся разговорная речь была насыщена Словом Божиим, поэтому естественно, что Сильвестру не приходило в голову давать отсылки на Библию. Это теперь многие удивляются, если им объясняешь, откуда пошли крылатые выражения, вроде «Валаамовой ослицы», или «гласа вопиющего в пустыне». Как быстро мы «осовременились». Не то что грамоту по Библии осваивать – сама Книга Книг стала недоступной, скучной некоторым людям, освоившим премудрости высшего образования.
Оглядываясь на то, как складывалась история человечества, почему, несмотря на внешний прогресс, происходит нравственная деградация общества, невольно останавливаешься в поисках причин.
Потрясения, бунты, революции XX века корнями своими уходят в тихий XIX век. Ведь проблема в том, что человеку необходимо всегда делать усилия, перестраивать сознание, чтобы довольствоваться тем, что имеешь. Я знаю людей, которые не любят XIX в. за его «серость» - нет ярких, громких событий. Наверное, подобным образом относились к действительности современники Пушкина и Тургенева, зародив новое течение – нигилизм. Ко двору пришелся и Дарвин, и Маркс вместе с Энгельсом, и народовольцы (впервые употребившие термин «домостроевщина» с негативным оттенком). Именно в этом веке зародились новые движения – феминизм, противостояние отцов и детей, анархизм.
Столько лет, десятилетий, потраченных на разрушение всех семейных устоев и культурных традиций… Этот дух нигилизма проник в общество, подготовив почву для революции против господ семнадцатого года, и для сексуальной революции шестидесятых. Мы забыли, что в основе всякого настоящего домоводства, настоящей внутренней культуры человека лежат все те же евангельские истины. Слова той самой Библии, которая была планомерно отброшена и забыта.
Божий порядок в доме и семье - это порядок, когда муж подчиняется непостредственно Богу, жена - мужу, дети - отцу и матери, слуги - господам, а господа заботятся о слугах, как о своих малых детях.
И если в словаре Даля мы видим спокойное позитивное отношение к домострою как укладу жизни, то уже в словаре Ушакова (1934) слово «домостроевский» толкуется, как «патриархально-суровый, косный и грубый». Луначарский писал о «властной домостроевской натуре», Федин отзывался о жестоком неписаном законе домостроя. У всех в памяти череда романов, фильмов («Москва слезам не верит» и пр.), где женщины, вопреки «домострою» почувствовали себя настоящими мужчинами. Чем кончился этот обман, это сны Веры Павловны из романа Чернышевского «Что делать?», где в хрустальных дворцах бегают обобществленные дети, а женщины пользуются свободой любви и семьи вовсе нет, все знают по нынешней жизни, когда мы плачем и стенаем - от плодов эмансипации, от инфантильных мужчин, которых мы сами такими и сделали, от разрушенного института семьи… Для многих женщин мечта быть женщиной по-прежнему неосуществима. Мечта о нормальной семье - тем более.
Яркий пример этой ломки описан в романе Алексея Толстого «Петр Первый». Это образ пленительной Саньки, ломающей все устои домостроевского целомудрия. Толстой очень тонко показал, как трудно ей это удавалось, несмотря на ее внешнюю храбрость. Она назло всем оголяла плечи и танцевала с чужими кавалерами. Однако в ней были твердо укоренены понятия о женском стыде и супружеской верности, тоска по уходящему и разрушающемуся миру домостроевской семьи. Все мы знаем, как разрушал семью царь Петр и как сам от этого страдал. Истинно, как сказано в Евангелии, раб, которых знал волю господина и не делал так, бит будет много.. Не о нас ли это?
Вести дом - это не только уметь солить капусту и варить вкусный борщ, хотя и это наука тонкая. Дом вести, дом строить, семью строить - это прежде всего строить домашнюю церковь, отношения с Богом, и отсюда - супружество, воспитание детей, взаимоотношения с ближними и дальними. Семейное поприще, а вовсе не карьера - самое важное и самое трудное в жизни. И интересно, что, если человек состоялся в карьере, во всем, что касается внешней сферы нашей жизни, но в супружеской или родительской стороне жизни не удался, провалился - срабатывает некий внутренний эмоциональный механизм - он несчастен. Семейное поприще - наш столь важный, хоть и очень короткий жизненный экзамен перед вечностью. И только с Богом, только в совместном труде (Бог-муж-жена) возможно решить все житейские, домашние проблемы.
«Жену наставляя и домочадцев своих не понужденьем, не битьем, не тяжкою работой, а словно детей, что всегда в покое, одеты и сыты и в теплом дому, и всегда в порядке».
«Наказывай детей в юности - упокоят тебя в старости твоей. Дети, лишенные наставлений отца и матери, в чем согрешат или зло сотворят, то отцу и матери с детьми их от Бога грех, а от людей укор и насмешка, дому убыток, а себе самим скоробь, от судей же позор».
Глава 23 - похвала мужьям, если кому Бог подарит жену хорошую. Жена хорошая дороже камня многоценного (из Притчей Соломоновых).
Из главы 40: «А у жены решительно никогда никоим образом хмельного питья бы не было - ни пива, ни меда, и угощений. Жене же тайком от мужа не есть и не пить, захоронков еды и питья втайне от мужа своего не держать. А завтракать мужу и жене не годится врозь, разве уж если кто болен. Есть же и пить всегда в положенное время».
Глава 42: «А увидит муж, что у жены непорядок, сумел бы свою жену наставлять, да учить полезным советом; если она понимает, уважить ее, да жаловать, но если жена наставлению не последует, должен муж жену свою наказывать, вразумлять ее страхом наедине, а наказав, простить и попенять и нежно наставить и поучить, но при этом ни мужу не жену не обижаться, ни жене на мужа - жить всегда в любви и в согласии».
И еще: «Так возлюби же Господа Бога твоего всею душою своей и со всею твердостью духа своего и стремись делами своими всеми, привычками, нравом угодить Богу. При том возлюби всех близких твоих, по образу Божию созданных, то есть всякого христианина».
Тексты, конечно, устарели по сравнению с советами в современных журналах и книгах по обустройству дома, быта, отношений. В них также приводится достаточное количество умных, дельных предложений, но любая мудрость в них подстраивается под нас сегодняшних, она подрезается со всех сторон, пока не становится тривиальной и по большей части пустой. Мне эти наши уловки сильно напоминают ухищрения больного человека со строгой диетой. Из полезной и целебной, обрастая все большим количеством допущений, она превращается в нелепую и ведет к пагубным последствиям.
Не стоит сравнивать мудрость Божью и человеческую. Песчинка со звездой вроде бы и одинаковых размеров, но ведь это не так. Он хочет научить нас мудрости Своей, так откройтесь же, чтобы построить, исправить, наладить свою жизнь, свою семью, свой домострой.
По книге О.С. Колесовой «Сейте разумное, доброе, вечное…»