Литература и искусство

Николай Лесков - живые лики святых

Вера Лебедева

Николай Лесков - живые лики святых- Как тебе Лесков, нравится? - спросила я своего мужа после того, как прочла роман-хронику «Соборяне» и несколько его повестей и рассказов из цикла «Праведники», которые меня просто потрясли.

- Кто это? Русский писатель? Не знаю, что и сказать. Толстого - читал, Гоголя, Пушкина, Достоевского… А Лесков… Это наверное, какая-то мелкая сошка.

- Да ты что, - и Левшу не помнишь?!

- А, сказ этот. Помню, помню. Как этот Левша блоху подковал.

Я не могу сказать с точностью, что это типичный ответ человека из народа. Но то, что Лескова, за исключением профессионалов и отдельных почитателей, мы знаем плохо, или не знаем вовсе, я почти уверена. Да и сама я, кроме «Левши», «Очарованного странника» и «Леди Макбет Мценского уезда», - до недавнего времени из Лескова ничего не читала. И мне не дает покоя мысль, что имя Лескова окружено какой-то глухой стеной, то ли целенаправленного замалчивания, то ли непонимания. Вот и преподаватель русского языка и литературы в школе недавно поведала мне, что из учебной программы Лескова исключили. А жаль! Ведь с украинской культурой Лескова связывает многое - его друзьями были Шевченко, Маркович, знаменитый статистик и благотворитель Журавский. Многие произведения написаны на украинском материале.

Итак, Лесков Николай Семенович (1831–1895) родился в с. Горохово Орловской губернии. Его дед был священником, и Лесков всегда подчеркивал свою родовую связь с духовенством. Отец Лескова был следователем в Орле, а выйдя в отставку, купил хутор в Кромском уезде и вместе со всей семьей (из семерых детей писатель был старшим) уехал из Орла в деревню, где Лесков, по его словам, узнал народ не из рассказов петербургских извозчиков. В 10-летнем возрасте Лесков поступил в орловскую гимназию, закончить которую ему, однако, не удалось и 17-летний юноша становится писцом в орловской палате уголовного суда. В те годы он много читал, вращался в кругу орловской интеллигенции. И здесь же он подружился с членом разгромленного Кирилло-Мефодиевского братства, сосланным из Киева уже упомянутым А.В.Марковичем (впоследствии ставшим мужем писательницы Марко Вовчок). Биографы предполагают, что именно идеи Марковича о мирной проповеди в духе Христа и просвещении народа, - повлияли на формирование писателя.

Смерть отца и разорение семьи привели 18-летнего юношу в Киев, под опеку дяди С.П. Алферова профессора Киевского университета. И хотя Лесков официально нигде далее не учился, та среда, в которой он общался и сам Киев стали его университетами.

И уже в 1860г. зрелым человеком, на равных, вступит в идеологическую борьбу, написав ряд своих первых статей сразу в несколько изданий. Но прежде Николай пройдет свою школу жизни от чиновника по рекрутскому набору, где, по его словам, он был в «самом море стонов и слез», - до коммивояжера в торговой компании А.Я.Шкотта, по делам которой он изъездил Россию вдоль и поперек, от Белого до Черного моря.

Его статья о «Петербургских пожарах» (1862) и роман «Никуда» (1864), в которых Лесков доказал, что революция бесперспективна, возмутили определенные круги литераторов и революционеров. Как же! Он посмел критиковать взгляды Герцена, Чернышевского, Добролюбова и др… Но, как странно, «Дом согласия» в романе «Никуда» с его обитателями-революционерами, развалился точно так же, как спустя немногим более ста лет, развалилась страна Советов. В исторической перспективе прав оказался Лесков. Но кто же слушает пророка в своем отечестве?

Чего же хотел для своего народа Николай Семенович?

- Господа социалисты, - вы все учли, но не учли натуру человека, - сказывал еще Столыпин.

И какова же эта натура?

- Да вот, вся беда в том, - говаривал Лесков, - что народ крещен, но не просвещен. Отсюда в народе власть суеверий, победа чувств и инстинктов над разумом.

Возьмем, к примеру, «очарованного странника». Кем или чем очарован Иван Северьянович Флягин? Кто руководит его жизнью, кто эти магнетизеры, влияющие на него? По логике самой повести видно, что герой подвластен таинственным, чародейным, сковывающим его силам. Что это за силы? А ведь даже в монастыре Ивана Северьяновича мучают бесы…

Совершая в 1872 г. путешествие на Валаам, в путевых заметках Лесков писал: «Боже мой, Боже мой! Что мы за необыкновенный народ! Куда плывешь ты, о, святая родина, на своем утлом корабле со своими пьяными матросами? Как варит твой желудок эту смесь гороха с капустой, богомолья с пьянством, спиритских бредней с материальным безверием, невежества с самомнением?..

Но если Лесков напрочь отвергал революцию и слишком хорошо проницал злые и темные силы, способные околдовать и управлять человеком, то на кого же он уповал в своей надежде на преобразование общества?

Прочитав хронику «Соборяне» я, например, поняла, почему по принципу Ленина в начале революции было уничтожено около 300 тыс. священников. Лично для Лескова духовенство являлось той средой, откуда можно было ожидать спасение для отечества.

Однако, отчего же прекрасный священник и умница Савелий Туберозов, главный герой хроники, становится опальным и лишается сына? Да потому что Туберозов проповедовал не формальное, а живое и действенное Евангелие.

Лесков серьезно вникал в религиозную жизнь народа. Старообрядцы, деятельность английского миссионера лорда Рендстока, проповедующего христианство в Петербурге, (кстати, и сам Лесков участвовал в работе воскресных школ), украинский христианин-протестант Вигура из рассказа «Фигура», серия легенд из жизни первохристиан - вот круг интересов писателя. Биографы пишут, что к 1880 г. Лесков конкретно примыкает к протестантизму, констатируя: «У нас византизм, а не христианство», что в итоге приводит его к проповеди внеконфессионального христианства. Поэтому-то православный священник из «Соборян» читает Джона Буньяна - английского христианина из протестантов.

Но над Россией были простерты совиные крыла Победоносцева. За Лесковым шпионили. Его произведения подвергались цензуре, а два последних тома его собрания сочинений (1889–1890), в которых он утверждал Евангелие как всеобщий моральный кодекс человечества, были полностью уничтожены.

Отвергнутый лагерем социал-демократов и не обласканный цензурой и чиновниками, Лесков все равно остался оптимистом и в конце жизни написал: «Я вижу яркий маяк и знаю чего держаться». Какой маяк видел писатель?

Сила моего таланта - в положительных типах, писал он сам. «Если без трех праведных, по народному преданию, не стоит ни один город, то как же устоять целой земле с одною дрянью, которая живет в моей и твоей душе, мой читатель… И пошел я искать праведных…»

И самое замечательное состоит в том, что Николай Семенович их нашел - в реальной жизни реальных людей. Праведный и праведник, говорится в словаре Ожегова - у верующих, - и означает: человек, который живет праведной жизнью, благочестивый. Значит, праведность основана на вере. Сам же Лесков в статье о «Героях и праведниках» настаивал на различии этих двух понятий. Он говорил, что праведники по сравнению с героями - святые и отличаются «возвышенными свойствами гораздо более высокого качества, чем герои и что прожить изо дня в день праведно долгую жизнь не солгав, не слукавив, не обманув ближнего и не осудив пристрастью врага, гораздо труднее, чем броситься в бездну, или вонзить себе в грудь пук штыков». А его праведники - герои рассказов «Несмертельный Голован», «Фигура», «Инженеры-бессеребрянники» и многие другие именно так и стремились жить. Что давало им силы?

К примеру, главный герой рассказа «Однодум» Александр Рыжов, прообразом которого послужил реальный солигалический квартальный, строил свою жизнь по библейским заповедям. И никакие испытания не заставили его отклониться от избранного им пути. Он стал тем, «кто ходит в правде и говорит истину, кто презирает корысть от притеснителя и удерживает руки свои от взяток» (пророк Исаия, гл.33, ст.15).

При чтении книг Лескова меня не покидало ощущение, что за исключением бытового колорита и особенностей языка, все там написанное происходит с нами и в наше время, все те же люди и все те же страсти.

Иногда я думаю, а что если бы перед революцией Победоносцев и Ко не ссылали бы христиан, и просвещение народа (как того желали Маркович, Журавский и многие вероискатели) стало бы реальностью?

Возможно, тогда бы и не произошла революция, потому что народ был бы осенен праведниками, способными противостоять злым и разрушительным силам.

Сейчас в нашей стране готовиться новая редакция Закона о свободе совести. Какими будут наши дети в XXI веке - просвещенными, независимо мыслящими европейцами, или же демократизм и те успехи, которые уже есть в нашей стране в плане просвещения народа в духе библейского Слова, будут подмяты в угоду чьим-то амбициозным притязаниям на истину в последней инстанции?

Лесков был за путь реформ в экономике и за реформацию души на основе Евангелия. Прислушаемся к нему и учтем уроки истории.

Давайте прочитаем «Однодума», «Фигуру» и другие рассказы, прочтем «Соборяне», они наполнены добрым юмором, светом и надеждой на лучшее в человеке.