Литература и искусство

Евангелие от Коэльо

Анжелика Свиридова

Евангелие от КоэльоНаверное, его очень хотели услышать. Подумать только, десятилетиями продвинутые писатели и прочие деятели искусства культивировали мрак и отчаяние. Нам постоянно внушали, что мир ужасен, жизнь бессмысленна, скучна и тошнотворна, люди злы - в общем, «остановите Землю, я сойду». Уже казалось, что и писать-то иначе нельзя (сентиментальные любовные романы и целлулоидные приключения не в счет). И тут вдруг находится человек, который начинает всерьез, открытым текстом говорить о Добре и Зле, о Боге, о душе, о смысле жизни. И его книгами зачитываются президенты, кинозвезды и простые смертные. Произведения бразильского писателя Пауло Коэльо переведены на 56 языков, в 140 странах мира уже продано более 37 миллионов экземпляров его книг. В прошлом году роман «Алхимик» возглавил список бестселлеров в России.

В чем же его секрет? Почему Билл Клинтон, не в силах оторваться от «Алхимика», читал его на ходу под прицелом телекамер? Язык совсем простой, никакого блеска и необычайных литературных красот. Да и оригинальностью его сюжеты не отличаются - ну, скажите, что такого нового в поиске сокровищ, пусть даже с духовным подтекстом («Алхимик») или в том, что под угрозой близкой смерти человек начинает ценить жизнь («Вероника решает умереть»)? Или взять вечный вопрос - стоит ли порешить бесполезную старушку ради кучи денег и возможности, так сказать, изменить жизнь к лучшему? На сей раз это не Достоевский, а «Дьявол и сеньорита Прим».

Впрочем, Коэльо и не ставит себе цели особо оригинальничать. Как глубокомысленно замечают критики, у него дело не во внешних эффектах, а в сути. Ему есть что сказать. Он несет весть, и весть эта - благая. Он учит любить жизнь, призывает решаться на перемены, не изменять своему предназначению, быть, а не казаться (привет продавцам имиджа!). При этом он не претендует на роль учителя жизни, считая свои книги всего лишь катализатором, который помогает каждому открыть то, что в нем уже есть.

В каждом романе - новое послание и новый призыв к действию. Например: иди навстречу мечте, и у тебя все получится («Алхимик»); будь собой, иначе потеряешь счастье («Вероника решает умереть»); самые страшные события имеют тайный смысл («Пятая гора»), в борьбе добра и зла выбирай добро («Дьявол и сеньорита Прим»).

Каждая книга Коэльо основана на его личном опыте, связана с каким-то периодом его жизни, событий которой хватило бы на троих. Судите сами: психиатрическая лечебница (любящие родители пытались таким образом помешать сыну стать писателем), участие в молодежном движении 60-х, наркотики, рок-музыка, большие деньги, журналистика, театр, обвинение в антиправительственной деятельности, тюрьма, карьера, безработица, возвращение в лоно католической церкви… В 35 лет, считая себя безнадежно старым для перемен, он все же решился посвятить себя тому, о чем мечтал в юности, и стал писать книги. А через несколько лет пришла всемирная популярность...

Конечно, это не было случайностью. Чтобы так хорошо продаваться, нужно соответствовать вкусам и потребностям широкой публики. А значит, по книгам Пауло Коэльо можно судить не только о нем, но и о нас, его читателях.

К примеру, ясно, что наш мир населен законченными индивидуалистами. Мы совсем не против, чтобы весь земной шар вертелся вокруг нашей драгоценной персоны. Вспомним основную мысль «Алхимика»: когда ты стремишься к своей мечте, вся Вселенная (или Бог, кому как нравится) будет помогать тебе. Прямо золотая рыбка на посылках... Найдите мне человека, которого бы не устроило подобное Евангелие! Это гораздо приятнее суровых слов Христа - «Отвергни себя, возьми свой крест и следуй за Мной», «Наипаче ищите Царствия Божия»... Вплоть до эпохи Возрождения Бог считался центром мироздания, а человек обретал себя и свое счастье на пути к Нему. Затем в центр решили поместить человека, а от Бога отказаться. Правда, уже тогда Леонардо да Винчи догадался, что, лишая человека богоподобия, такое мировоззрение в конце концов сводит его к механизму (или к животному). Человечеству же потребовалось несколько веков, чтобы избавиться от иллюзий. Ну, скажите, как может быть центром Вселенной существо, которое какой-нибудь микроб может запросто превратить в груду разлагающегося белка? Были, правда, попытки взять за основу что-нибудь попрочнее отдельного индивида - государство, нацию, общественный строй... Всем известно, что из этого вышло. Сейчас высшей, непреходящей ценностью считают существование человечества в целом (видимо, наивно надеясь, что горстка бывших приматов переживет остывающую Вселенную). Нет уж, чтобы человек приобрел хоть какое-то значение, нужно связать его с чем-то действительно вечным. Именно этим и занимались веками все религии, и Коэльо по-своему продолжает эту линию, сообщая читателям, что Бог кровно заинтересован в том, чтобы мы самореализовались. «Каждый человек на земле, чем бы он не занимался, играет главную роль в истории мира». Вот это да!

Вторая особенность современного восприятия мира - пресловутый плюрализм. Все по-своему правы, каждый может иметь свое мнение, не стоит претендовать на истину в последней инстанции. Коэльо и тут не отстает от жизни, пытаясь придумать нечто универсальное, подходящее людям с любыми взглядами. При этом использует самые разные источники - лишь бы они подтверждали его идеи.

Чего только нет в этом гремучем коктейле: цитаты из Библии, восточная философия, арабская мудрость, оккультизм, революционеры, Ганди, Буньян, Кастанеда, Лао-Цзы… Что это - стремление модернизировать, дополнить христианство? Или попытка во всем найти лучшее, отражающая довольно симпатичный католический принцип: «Никто в доброй вере не может погибнуть» (то есть, если человек искренне ошибается, Бог простит ошибку и наградит искренность)?

С одной стороны - Коэльо защищает веру, призывает обратиться к Богу. В его романах встречаются великолепно изложенные христианские сказания. А «Пятая гора», потрясающая фантазия на тему библейской истории о пророке Илии, напоминает Книгу Иова своей пронзительной честностью. Но, помилуйте, как совместить все это с разговорами о магии, алхимии, «Душе Мира», описанием астральных путешествий (именно с их помощью находит «свой путь» одна из героинь книги «Вероника решает умереть»). В этой же книге психиатр рассуждает о том, что моногамия - источник скуки и депрессии… Как-то странно это все для «доброго католика». Святой Иаков (особо ценимый Коэльо) когда-то сказал о таких вещах: «Течет ли из одного отверстия источника сладкая и горькая вода?»

Может быть, это взгляды не самого автора, а его героев? Но то, с чем не согласен, Коэльо обычно спешит развенчать на ближайших страницах…

Вот Сантьяго открывает, что Бог и Вселенная (а заодно и он сам) едины. Мысль простая и соблазнительная, но три мировые религии основываются на откровении Моисея, узнавшего однажды, что Бог - Святой (а это значит не столько «очень хороший», сколько «отделенный», принципиально иной, отличный от творения). Вот левит из «Пятой горы» предполагает, что Бог должен объединять в себе добро и зло, иначе окажется, что над злом Он не властен. Опять двойка по основам богословия - ведь христианство рассматривает зло не как самостоятельную силу, а как испорченное добро (ведь и сатана - падший ангел).

Сам Коэльо, впрочем, и не скрывает, что в его книгах встречаются противоречия и многое требует пояснений. Например, в отношении своей любимой идеи о сбывающихся мечтах он оговаривается - мечтайте, мол, с умом, мало ли чего намечтать можно...

Или взять страх. Писатель его с жаром обличает и считает чуть ли не корнем всех зол. И все же... Да, приличное, «нравственное» поведение жителей Вискоса («Дьявол и сеньорита Прим»), движимых только страхом осуждения или наказания - далеко не идеал. Это лишь жалкая карикатура на истинную добродетель, не говоря о «пламенном полете» живого христианства. Но в конце концов именно страх разоблачения спасает жителей городка, уже решившихся было на убийство вышеупомянутой старушки. Что ж, и на том спасибо...

Впрочем, все эти нестыковки Коэльо не беспокоят: «Воину нет надобности быть последовательным и логичным, ибо он научился жить со своими противоречиями».

Да, нелегкая это работа - пытаться построить что-то гармоничное из несовместимых человеческих взглядов. Если все объединить, получится неудобоваримый винегрет из противоречий, а если выбросить все конфликтующие части, останется жидкий бульончик морализаторства. А вдруг выброшенная часть окажется на деле самой главной?

Что такое, к примеру, индуизм без кармы и перевоплощения душ или христианство без спасения и Спасителя? Кстати, странно, что в книгах Коэльо собственно Христа-то не видно. Нет, есть, конечно, Его учение, эпизоды из Его жизни, но этого мало. Нет Его самого - воскресшего Спасителя, действующего здесь и сейчас, изменяющего судьбы людей... Каждый, кто это испытал, не сможет молчать - ведь не будешь же скрывать, что нашел колодец, когда вокруг умирают от жажды. Коэльо обращается к тем, кто «не утратил надежды стать лучше, чем был» - и не говорит ни слова об уникальном шансе, который дает им христианство. Потому что ни возвышенные нравственные учения, ни религиозность, ни психоанализ, ни самые вдохновляющие книги не способны кардинально изменить соотношение добра и зла в сердце. Можно выбирать из того, что есть, но нельзя лишь усилием воли превратить собственный эгоизм в жертвенность, а безразличие - в любовь. А именно это чудо происходит наяву в жизни людей, узнавших Христа.

Что ж, Пауло Коэльо продолжает свой путь и свой поиск. К этому же он призывает и всех нас. Так что, возможно, нам еще предстоит прочитать настоящее Евангелие от Коэльо...