Литература и искусство

Красота по-русски

Андрей Свиридов

Красота по-русскиКаждый год во всем мире снимаются сотни фильмов. Большинство из них можно даже не смотреть. Ничего не потеряете. Пятьдесят, от силы сто, все-таки удается раскрутить и они на некоторое время становятся событием. Но какие из них вспомнят через десять лет? И сейчас, пересматривая многие фильмы, которым по всего-то по 15-20 лет, диву даешься - за что же им Оскаров-то давали, чем же они так нам нравились? Но есть кино, над которым время не властно. И недавно, в очередной раз пересмотрев фильм «Андрей Рублев», я вновь задумался, как повторяется история великих творений. Моцарт умер нищим, полотна Ван Гога служили придверными ковриками, а фильмы Тарковского мы в полной мере оценили только после его смерти.

Кинокартина «Андрей Рублев», полностью отснятая в середине 1966 года, только в 1971 году увидела зрителя. Но люди, воспитанные на соцреализме, оказались не готовы воспринять фильм Тарковского. Одни расценили его как клевету на великий русский народ, другие просто не поняли. На Западе же фильм был принят совершенно по-другому. В 1969 его продемонстрировали в Каннах, и хотя по настоянию советских киночиновников он был снят с основной программы, его показали вне конкурса. «Андрей Рублев» получил приз «Фипресси», а спустя десять лет был включен в число ста лучших картин в истории киноискусства.
Жанр фильма - историческая драма. Но не стоит искать в нем исторической точности. Многие факты стали известны уже после создания фильма, да сценаристы и не ставили перед собой цель воссоздать подлинные события тех смутных лет. И вообще Тарковский взялся за Андрея именно потому, что о нем было мало известно. Он хотел показать этапы становления художника, и конкретные исторические факты связывали бы его замыслы. 

...Россия начала 15 века. Еще жива память о Куликовской битве, когда, благодаря Сергию Радонежскому, объединившиеся русские князья смогли противостоять татарам, когда вновь забрезжила надежда на освобождение от непосильного гнета. Но снова - междоусобица. Брат идет на брата, а русские в союзе с татарами грабят Владимир - древнюю столицу Руси. Вновь построенные храмы оскверняются. И именно в это время Андрей Рублев пишет иконы. Что же в них так привлекало и его современников, и нас? Наверное, человеколюбие и милость Божия. С византийских икон на нас смотрит грозный Бог, Бог-судия. Феофан Грек, представитель византийской школы, говорит в фильме, что человек - подлец, для Бога надо творить. Рублев же, наоборот, считает, что творить нужно прежде всего для человека. А поэтому и иконы его человечнее. И страшный суд Андрея не вызывает страха и ужаса, а дышит легкостью, благостью. Христос у него - не карающий, а милостивый, окруженный сонмами святых и ангелов, прославляющих Его милосердие. И Бог для Андрея не судья, а прежде всего - любящий Отец. И такое отношение к людям и к Богу Андрей Рублев пронес через всю свою жизнь и творчество.

Фильм состоит из ряда новелл. Каждая из них отражает определенный отрезок в жизни художника. Причем в некоторых из них Андрей Рублев даже не главное действующее лицо (как, например, в завершающей фильм истории «Колокол»). Сначала - встреча с Феофаном Греком, который приглашает Андрея в Москву расписывать Благовещенский собор. Потом роспись Успенского Собора во Владимире, где Рублев создает свой «Страшный суд», и где на его глазах князь ослепляет мастеров-резчиков, чтобы те не смогли украсить дом его брата. И кульминация фильма - «Набег», разрушение Владимира татарами. Это переломный момент в жизни Андрея, испытание его веры в милосердие и благость Божию. Бог не защитил свой храм, где люди смиренно просили Его о спасении. Ключарю Патрикею в рот залили расплавленное олово за то, что он не сказал, где спрятано золото. А для того, чтобы спасти блаженную от насильника, сам Андрей совершает убийство. И каждому ясно, что не мог он поступить иначе. Но Андрей себя простить не может. Он дает обет молчания и оставляет кисти, не чувствуя себя достойным писать лики Божии. Но не только чувство вины тому причиной. Душа его надломлена. Страшный вопрос «Как благой Бог может допускать зло?» поселяется в нем и не дает покоя. Зачем что-то создавать, если оно будет разрушено? Зачем расписывать храмы, если их оскверняют? Он заботится о блаженной, которую спас от насильника, но и ее невозможно уберечь. Во время голода татары соблазняют ее и увозят к себе. Зачем творить добро, если зло все равно возьмет свое? Почему русские люди, вместо того чтобы объединится и прогнать захватчиков с родной земли, заключают союзы с врагами и ведут братоубийственные войны? Да и люди ли они вообще? Может, прав Феофан, и действительно человек - подлец?

Последняя новелла «Колокол». Почти пятнадцать лет проходит в молчании, но радость народа от звона колокола Бориски и встреча с раскаявшимся Кириллом вновь вдохновляют Андрея на труд во славу Божию. «Что же ты плачешь, ты же такую радость людям принес, - говорит Рублев молодому литейщику. - Пойдем в Троицу, ты будешь колокола лить, а я - храмы расписывать». После этого наступает новый этап в жизни Андрея Рублева. Он идет в Троицкий монастырь (ныне Троице-Сергиева Лавра). Именно там он создает «Троицу» - свою лучшую икону и величайшее произведение русской иконописи.

А мы видим на экране первые цветные кадры. И на черно-белом фоне всего фильма иконы Рублева и «Троица» смотрятся ярко и празднично. Как будто не на земле они созданы, светом с неба осияны. Добротой и милосердием дышат лица ангелов, святых...

Бог дает великий талант не каждому. Но если у человека есть дар, он ответственен за него. Ответственен за то, чтобы не растратить его, а употребить с пользой, чтобы принести людям радость, подарить надежду даже в самые беспросветные времена. Сквозь тьму бед и тяжелых обстоятельств привести людей к Свету Божьему. Отразить в своих творениях красоту Творца. Показать человеку, что нет такой пропасти, куда бы не дотянулось милосердие Божие, нет такого греха, который Бог не искупил бы и нет такой боли, которую Он бы не исцелил. И только тогда творения художника вспыхнут ярким светом и будут светить человечеству много-много лет.