Знакомьтесь

Страсти Мела Гибсона

Сергей Грищук

Страсти Мела ГибсонаВ тот вечер парню не повезло. Его так «разукрасили» в драке - родная мать не узнала бы! А на носу - кинопробы и новая роль. Теперь же все - под угрозой срыва. Без пластической операции не обойтись, но где добыть денег?

И все же один «добрый самарянин» нашелся. Оплатив из христианского милосердия все медицинские расходы, незнакомец спас карьеру будущей звезды Голливуда - Мела Гибсона.

Этот удивительный человек, лауреат множества премий (в том числе и нескольких «Оскаров»), умеет быть неожиданным. Он пять раз входил в список самых красивых людей планеты по версии журнала «People», и при этом - примерный семьянин с 25-летним стажем, отец семерых детей. Мел известен по многочисленным боевикам, где нередко воплощал образ «героя без тормозов», который борется за справедливость, оставляя за собой лужи крови (в том числе и собственной). Но совсем недавно, благодаря ему, глянцевые журналы на первых страницах печатали изображения евангельских сцен.

Сначала было...

Мел Колумсил Джеральд Гибсон появился на свет 3 января 1955 г. в г. Пискилл (штат Нью-Йорк, США) в семье ирландских католиков, шестым по счету из 11 детишек. Мелу с его взрывным характером было в кого пойти. Хаттона Гибсона, отца будущего актера (кстати, 86-летний дедуля и ныне здравствует), жизнь здорово потрепала. Несостоявшийся священник успел побывать на фронтах Второй Мировой. А в начале Вьетнамской войны он, чтобы уберечь своих сыновей от призыва в армию, эмигрировал на родину жены - в Австралию.

Поселившись в стране кенгуру, 12-летний Мел не почувствовал особых перемен в жизни. Все тот же ранний подъем, утренняя молитва и строгое религиозное воспитание в католической школе. К моменту совершеннолетия Мел думал о чем угодно, только не об актерской карьере: юноша боялся сцены как огня. Но его сестра, узнав о наборе в театральную студию, тайком отправила туда анкету брата с его фотографией. Нежданно-негаданно его пригласили. Перед таким искушением устоять было трудно и, поборов свои страхи, Мел рискнул.

В жизни как в кино

Приехав в Сидней, он с легкостью поступил в Национальный Институт Театрального искусства. Новоиспеченный студент усердно взялся за учебу, порой задерживаясь на занятиях допоздна. Но с таким же рвением бросился в омут столичных соблазнов. Его часто можно было найти с друзьями в ночных барах. А уж если где была потасовка, без его участия не обходилось.

В итоге любителя «веселой» жизни чуть было не выгнали из института в конце первого курса. Но парень вовремя образумился, правда, ненадолго. По окончании учебы Мел снова закуролесил. Так продолжалось вплоть до того рокового дня, когда режиссер Джордж Миллер пригласил актера, который тогда снимался в мыльных операх, на пробы в фильм «Безумный Макс».

«Накануне я ввязался в крупную уличную драку, лицо было разбито и опухло, рука болела, приходилось ее поддерживать», - вспоминал артист. Отойдя от шока при виде Гибсона, режиссер все же решил: «Впрочем, замечательно! Такого и гримировать не нужно». Этот фильм стал для австралийского актера визитной карточкой, принеся с собой всемирную славу, а следующий за ним «Тим» - премию Австралийского киноинститута (местный «Оскар»).

Взлет или спуск под откос?

К 25 годам Мел обрел заслуженную известность на родине, равно как и за океаном, а также успел подустать от разгульной жизни. «Пора бы подумать о семье», - решил он и дал объявление в службу знакомств. Требований к кандидатуре на роль будущей супруги было немного: небогатая, девственница, католичка. Вскоре они нашли друг друга - он и медсестра Робин Мур. Оба - приверженцы римо-католической церкви, оба - противники контроля над рождаемостью.

Счастливая жизнь в регулярно пополняющемся семействе, а также постоянная занятость в съемках на какое-то время направили бурную энергию Гибсона в правильное русло. Но скоро появились серьезные проблемы. 

Мел пристрастился к алкоголю. Съемочный день для него был пропавшим, если актер не выпивал несколько литров пива, разбавляя его приличными дозами коньяка. Пропуская через себя трагедию своего героя, его победы и поражения, эмоционально опустошаясь, актер просто не мог обойтись без опасного допинга. Но так не могло продолжаться вечно, и для Гибсона наступил момент прозрения.

Переплавляя страсти

В один прекрасный день журналисты «People» приехали к нему домой, чтобы взять интервью у актера, названного «самым сексуальным мужчиной планеты». «Красавец» с похмелья выглядел заросшим, опухшим и дико недовольным появлением «писак». Хозяин грубо вышвырнул гостей, браня их на чем свет стоит и плюясь вслед. Таким и увидели поклонники Мела Гибсона на страницах свежего «People».

Глядя на себя, любимого, глазами правды, Мел с присущей ему твердостью сказал: стоп! Вылив всю выпивку в унитаз и перебив все бутылки, он купил огромную ферму вдалеке от цивилизации и переселился туда вместе с Робин и детьми. С этого момента, по словам одного кинокритика, «неистовый Мел научился переплавлять собственные страсти в страсти своих героев».

Популярность его росла. Он мог играть второстепенную роль так, что затмевал главных героев, как это было в «Эйр Америка» (1990 г.) В этой ленте Мел сыграл пилота-контрабандиста, незаконно торгующего оружием в горячих точках Индокитая. Этот человек, помешанный на деньгах, в минуту смертельной опасности бросает свой прибыльный груз ради спасения жизней десятков людей.

Его «Икона»

Но быть актером хорошо, думал Мел, а режиссером - лучше. «Мне больше нравится снимать, чем сниматься самому. Режиссура - то же самое, что рассказывать разные истории, только возможностей у тебя больше». С такими мыслями да с поднакопившимся капиталом, Мел смог реализовать свою мечту - основать собственную кинокомпанию Icon Production («Икона»).

Талантливого актера засыпали предложениями, но теперь у него были планы сыграть то, что ему еще никто не предлагал. Так кинокомпания Icon в 1993 году сняла потрясающий фильм «Человек без лица». В нем Мел воплотил свои режиссерские способности, помноженные на недюжинный актерский талант.

В центре ленты - учитель, человек с любящий и красивой душой, который становится изгоем из-за страшного уродства, постигшего его в результате автокатастрофы. Надо заметить, нечасто в Голливуде режиссеру удается без «стрелялок» и «обнаженки» снять драму, не уступающую по напряженности сюжета и глубине замысла лучшим мировым блокбастерам.

Новая высота

1995 год стал для Гибсона поистине звездным. На широкий экран вышла эпическая лента «Храброе сердце», повествующая о шотландском герое-освободителе Уильяме Уоллесе. Мел стал режиссером, продюсером и главным актером фильма, в который он вложил всю душу. История о деревенском парне, бросившем вызов королю Англии, принесла автору пять «Оскаров»!

Казалось бы, вот оно - счастье, когда тебя обожают поклонники, одобряют критики, поздравляют коллеги. Но Гибсону этого было мало. «Я всегда верил в Бога, Его существование, меня так воспитывали. Но в среднем возрасте я плыл по течению, и в моей жизни центральное место заняли другие вещи», - вспоминал он. Теперь же в его сердце поселилось страстное желание снимать кино об Иисусе. О Том, кто любил не только шотландцев, но все человечество. Но пока это были всего лишь планы.

Зато работы с тех пор у Гибсона только прибавилось. Среди особенно удачных проектов – кинодрама «Мы были солдатами» (1996 г.). Картина - о войне во Вьетнаме, где Гибсон сыграл глубоко верующего человека, который, исполняя свой воинский долг, не теряет человеческого достоинства. Именно таким, по замыслу Гибсона, и должен быть христианин - честным и искренним как по отношению к друзьям, так и к врагам.
В начале нового века студия Гибсона выпустила полнометражный трехмерный мультфильм «Чудотворец», очень доступно и увлекательно рассказавший о миссии Сына Божьего на земле. Но все эти проекты были лишь подготовкой к самой большой киноудаче Гибсона.

Страсти по Гибсону

«Мне захотелось углубиться в Евангелие, изучить его подробнее. Именно тогда у меня начала формироваться идея фильма», - говорил он. Решившись на экранизацию «Страстей Христовых», Мел, по его словам, «был готов к гибели своей карьеры». По человеческим меркам, затея была провальной: в современном секулярном обществе снять откровенно религиозный фильм. Но понимание того, что это - его судьба, пересилило страх, и работа началась.

В Голливуде не нашлось никого, кто рискнул бы вложить деньги в этот христианский проект. О глупости затеи Мелу не говорил разве что ленивый. «Они думают, что я сумасшедший, и это, может быть, правда. Но, может быть, я гений!» - так ответил Мел на колкости недоброжелателей.

Оказавшись без финансирования, режиссер выложил из собственного кармана 25 миллионов долларов на экранизацию истории, которая, изменив его жизнь, должна была изменить жизни миллионов будущих зрителей.

Казалось, все было против «безумного» Мела: кинокритики, коллеги, ортодоксальные еврейские организации. Слышались упреки и от Католической церкви. Но фильм все-таки вышел. И сразу же вызвал целую бурю эмоций. Одни хвалили его за реализм, другие ругали за чрезмерную жестокость. Но среди благодарных зрителей, одобривших ленту, были: глава всех католиков Иоанн Павел II, протестантский проповедник Билли Грэм и много других известных христианских деятелей, не побоявшихся поддержать проект года.

Киношников потрясающий успех «Страстей» ошеломил. И все же учредители «Золотого глобуса» и «Оскара» просто постарались «не заметить» самую обсуждаемую ленту 2004 года.

Чего не скажешь о христианской аудитории. В том же году «Страсти Христовы» были удостоены награды американской архидиецезии Денвера «Imago Dei » (Образ Бога). Глава комиссии о. Майкл Гленн сказал тогда, что «показать Господа Христа практически невозможно, однако фильм это сделал». А в начале 2005 года в Калифорнии фильм был отмечен престижной премией американского шоу-бизнеса «Выбор народа». Мел тогда сказал журналистам: «”Оскар” меня не волнует! Я работаю не для элиты. Для меня настоящая награда - признание зрителей».

Продолжение следует

Так Мелу Гибсону достались лавры победителя. А в придачу - куча денег, позволяющих реализовать любые самые дерзновенные замыслы. Купив на свои гонорары небольшой остров в Тихом океане, Гибсон, немного отдохнул от суеты и начал обдумывать новые проекты. Однако все планы режиссера изменила кончина Иоанна Павла II. Верный католик, Мел Гибсон не смог устоять перед желанием снять кинофильм о самом популярном понтифике XX века, похороны которого он успел запечатлеть в Ватикане весной 2005 г.

Да, похоже, сценарий жизни, который каждый человек пишет для себя сам, у Мела получается не менее захватывающим, чем его фильмы. Но самое главное его событие все же впереди. Ведь однажды его ждет встреча с Тем, кого он так правдиво показал нам, зрителям.