Литература и искусство

Апокалипсис сегодня

Сергей Грищук

Апокалипсис сегодняПризнаться честно, я с детства обожаю фильмы про индейцев. Моими героями всегда были Чингачгук и Винетту, а любимым актером, конечно же, — Гойко Митич. И хоть времена меняются и возраст берет свое, а в сердце по-прежнему остается любовь к этим диким детям природы. Поэтому с таким нетерпением я ожидал выхода на экраны нового блокбастера Мела Гибсона «Апокалипсис». И мое долготерпение было вознаграждено…

Жили-были в самом сердце джунглей доколумбовской Америки индейцы одного небольшого племени. Хорошо жили, дружно. Вместе охотились, вместе и отдыхали, растили детей, заботились о стариках, почитали духов предков. Но вот эту мирную идиллию нарушают чужаки — боевые отряды майя. Они жестоко расправляются с мирными жителями, захватывают в плен выживших и уводят их в свою землю. Однако юноше по имени Лапа Ягуара удается спрятать от врагов в глубокой пещере беременную жену с сынишкой, после чего он попадает в когти хищных майя.

Пленников приводят в многолюдный город, где одних продают на рынке рабов, а других — отправляют на убой в качестве жертвоприношений. Очень многие уже поплатились своими жизнями, чтобы задобрить кровожадное языческое божество. И теперь новой партии пленников предстоит пролить кровь на чужом алтаре. Однако Провидение сохраняет Лапу Ягуара от этой ужасной участи: он совершает дерзкий побег. Раненный, затравленный целым отрядом жаждущих крови преследователей, беглец спасает не только свою жизнь. Он мчится к семье и ему нельзя проиграть эту гонку, иначе — неминуемая смерть и для него, и для близких.

Что ж, Мел Гибсон снял первоклассный экшн по всем канонам приключенческого жанра. Сражения не на жизнь, а на смерть, кровававые жертвоприношения, экзотические наряды и татуировки туземцев. И все это в натуральных декорациях вечнозеленых джунглей. При этом глаз ценителя современного киноискусства не задержится ни на одной звезде Голливуда по причине их отсутствия. Практически все актеры — непрофессионалы, а многие действующие лица так и вовсе играют самих себя, потому что в жизни не видели телевидения (и это явно пошло на пользу кинофильму). Словом, вроде не к чему придраться, даже если бы и захотелось. Вот только возникает резонный вопрос: при чем здесь апокалипсис?

Слово это греческого происхождения и переводится как «откровение», когда тайное знание становится доступным благодаря божественному озарению. Так называется написанная Св. Иоанном Богословом книга Библии, которая приоткрывает завесу над будущим, давая возможность читателю пересмотреть свою жизнь в соответствии с Божьими требованиями.

Ну а в том, что откровение небесных тайн некогда было приоткрыто язычникам майя, сомневаться не приходится. Примером этому служит «Книга пророка Ягуара»*. В этом сказании провещевается появление заморских чужаков, которые завладеют их землями. Правда, грозное Божье обличение, достигшее тайнописцев майя, не нашло должного отклика. Высокообразованная цивилизация, имеющая глубокие познания в математике, астрономии, сельском хозяйстве, народ, имевший свою письменность и возводивший великолепные дворцы и пирамиды, полностью развратился.

Роскошь мелких князьков, неограниченная власть жрецов, свирепость вождей и все это на фоне грязи и нищеты, отсутствия сострадания к бедным и больным. Но апогеем жестокости стали человеческие жертвоприношения, когда у несчастных живьем вырезали сердце, посвящая его своим духовным повелителям. И пока это задабривание бесов проходило на центральных площадях городов майя, все население: от жрецов до простых крестьян, с благоговением относилось к этому мрачному ритуалу.

И становится понятно, почему Бог, ненавидящий эту ужасную практику, допустил, чтобы ненамного более человечные конкистадоры разрушили до основания империю майя. Не зря режиссер в качестве предисловия к фильму использовал слова Уила Дюранта: «Великую цивилизацию нельзя завоевать извне, пока она не разрушит себя изнутри».

Вот так Божьи суды служат напоминанием нам, людям, живущим в XXI веке и гордящимся своими достижениями в разных отраслях. Но, вместе с тем, мы все меньше заботимся о нашем правильном положении перед Небесами и друг другом. Ведь не нужно быть прозорливцем, чтобы видеть повсеместно идольские капища, которые устраивают современные дикари в урбанизированных дебрях. Там приносится в жертву маммоне и другим идолам все самое дорогое, что у нас есть: семья, друзья, время, здоровье… Но так не может и не будет продолжаться, и история погибших цивилизаций — тому яркий пример.

Поэтому-то «Апокалипсис» и актуален сегодня как откровение и предупреждение, что чаша Божьего гнева переполняется…

* Сборник древних пророчеств, написанных языком майя и сохранившихся до наших дней
«Апокалипсис» (Apocalipto) пр-во США, 2006 г., реж. — М. Гибсон, сцен. — М. Гибсон, Ф. Сафинья, в ролях: Р. Янгблад, Д. Эрнандес, М. Сербуло