«А если они все сговорились?» Похоже, верить в воскресение Христа мой одноклассник категорически не желал. Это был простой хороший парень, не склонный к философствованию, с которым мы много лет просидели за одной партой. И вот теперь, когда я взахлеб делилась с ним свежеприобретенной верой, щедро усыпая свою пламенную речь цитатами из Библии и «Неоспоримых свидетельств» Мак-Дауэлла, он, припертый к стенке моими аргументами, сдаваться все-таки не собирался. Тогда и прозвучала версия о заговоре – мол, что, если все, от Христа с апостолами до Синедриона и римлян во главе с Пилатом, дружно сговорились, чтобы обмануть его, бедного Васечкина?
В тот день я впервые поняла, что аргументы не всегда помогают, и дело тут даже не в остроте интеллекта. В конце концов, моя однокурсница, умнейшая девушка, однажды не менее «убедительно» заявила, что рассуждений Мак-Дауэлла о воскресении Христа ей лично для веры не хватает, потому что… «мало ли, что там могло случиться».
И вот теперь, много лет спустя, я снова встречаюсь с гипотезой «пасхального заговора». На этот раз ее предлагает нашему вниманию серьезный человек, ученый (правда, не историк, а палеонтолог) Кирилл Еськов, в книге «Евангелие от Афрания».
Нет, он совсем не собирался подрывать основы христианства. Он даже не настаивает на истинности своей версии. Просто он прочитал книгу все того же Джоша Мак-Дауэлла — «Доказательства воскресения», и воспринял ее как вызов, поставив себе целью найти слабые места в аргументации евангелиста. Ну и, возможно, заработать на этом капельку известности — ведь тема-то какая, незамеченным точно не останешься!
Итак, Мак-Дауэлл, с чисто американским энтузиазмом и прямо-таки невыносимой самоуверенностью, утверждает, что перебрал и опроверг все возможные версии, объясняющие пасхальные события (пустая гробница, встречи воскресшего Христа с учениками) с материалистической точки зрения. Так мы ж ему покажем! И Еськов выдает собственную свежую версию — оказывается, все эти чудеса были организованы… римскими спецслужбами. Черпая вдохновение в популярных романах о Перри Мейсоне и незабываемом Штирлице, он пишет своего рода евангельский детектив (довольно, кстати, забавный), основанный на некоторых деталях, подмеченных в рассказах евангелистов. При этом ставит себе следующие условия: во первых, он не сомневается в подлинности Евангелий и других текстов Нового Завета (что, впрочем, и так давно доказано специалистами по древним текстам), и во-вторых, считает, что все, так сказать, положительные герои не могут сознательно врать (хотя могут искренне заблуждаться).
Однако находятся люди достаточно влиятельные и беспринципные, чтобы задумать и осуществить эту небывалую мистификацию. Причем, судя по всему, это не евреи. Почему? Дело в том, что все рассуждения автора основываются на том факте, что всю ночь с пятницы на субботу гробница Христа оставалась без охраны. Стражу поставили только в субботу утром. Так что у неких злоумышленников теоретически была возможность выкрасть тело. Но кто это мог сделать? Как обычно спрашивают в детективах, «кому это выгодно»? Апостолы разбежались и думали только о том, как бы избежать ареста. Члены Синедриона были заинтересованы именно в том, чтобы тело оставалось на месте. Кто-нибудь из влиятельных лиц еврейской оппозиции? Но потом как-то не видно, чтобы они этой «выгодой» воспользовались… Да и вообще, представить себе еврея, пусть самого циничного и безнравственного, который бы после наступления Шаббата (!), да еще на Пасху (!!), забрался в гробницу и затеял какую-то возню с мертвым телом (!!!)… Нравственностью еще можно пренебречь, но никак не ритуалами и обычаями! Ведь, если помните, члены Синедриона, собираясь убить Христа, да еще и руками римлян, не вошли в Преторию, чтобы не оскверниться!
Итак, действующими лицами могут быть только римляне. При этом официальной власти, ясное дело, любые скандалы и беспорядки были совершенно ни к чему. Значит, это лица неофициальные, но достаточно могущественные, чтобы заставить даже Пилата плясать под свою дудку… Короче, «люди в штатском» из какой-нибудь римской Госбезопасности.
В «детективе» Еськова их двое. Во-первых, военный трибун Афраний, начальник тайной службы при прокураторе Иудеи. Он рассчитывает, что с помощью учения Христа, проповедующего любовь к врагам и непротивление злу, можно будет постепенно приручить непокорных иудеев, и поэтому оказывает молодой христианской общине незаметную поддержку. Но планы его в одночасье рушатся: оказывается, Христос совершенно не собирается становиться политическим лидером, а почему-то намерен… умереть за грехи всего мира! Тут-то к делу и подключается второй «заговорщик», Гай Фабриций, совмещающий шпионскую деятельность с увлечением мистикой и философией. Он мечтает о появлении новой религии, которая объединит Восток и Запад, вдохнет новые силы в разлагающийся Рим и превратит его в истинно великую вечную империю… И предлагает, пользуясь случаем, эту самую религию создать, инсценировав Воскресение.
Дальше — дело техники: в ночь с пятницы на субботу тело похищают из гробницы, в воскресенье устраивают громкий скандал с участием римской стражи, синедриона и Понтия Пилата, чтобы об исчезновении тела все узнали, затем предъявляют апостолам грубо загримированного двойника Христа, чтобы убедить их в воскресении… А потом Фабриций сочиняет «Протоевангелие», которое в дальнейшем должно стать источником христианских священных текстов, и добровольно уходит из жизни, счев свою миссию выполненной.
Что, честно говоря, довольно странно. То есть человек, достаточно умный и прозорливый, чтобы рассмотреть в учении очередного еврейского раввина зародыш будущей мировой религии, потом попросту пускает все на самотек, доверяя ее развитие и распространение кучке недалеких провинциалов! А богословие? Неужели и его будут создавать все эти рыбаки и мытари? Нужно же было сочинить хотя бы приличный катехизис, объясняющий все теологические доктрины и исключающий разные возможные ереси. Ведь еськовские заговорщики считают апостолов легковерными простаками, способными повестись на аляповатую подделку, да еще потом пойти умирать за свою веру.
Между прочим, даже беглое знакомство с Евангелиями убеждает в том, что простыми людьми апостолы, действительно, были, но легковерными? Ни в коем случае! Целых три года Христос их упорно учил, нередко упрекая именно за недостаток веры — и это при том, что они постоянно видели чудеса и даже сами их иногда по поручению Христа совершали. Опустевшая гробница, кстати, особого впечатления на апостолов не произвела — они как раз решили, что тело украли какие-то враги. И только встречи с воскресшим Христом их убедили, да и то «иные усумнились». Между прочим, Еськов вполне резонно считает именно эти оговорки о всяческих сомнениях главным доказательством подлинности евангельских текстов — если бы тут поработали редакторы, ничего такого бы не осталось.
Собственно говоря, церковь родилась даже не после Воскресения, а спустя еще несколько недель, на Пятидесятницу, когда на верующих сошел Святой Дух, превратив трусоватых обывателей в бесстрашных героев веры, пламенных проповедников и учителей церкви.
Но, извините, в распоряжении римских спецслужб никакого Святого Духа не было. Да и вообще, даже если представить себе, что они были почему-то заинтересованы в распространении новой религии (кстати, религия та еще — «для иудеев соблазн, для эллинов безумие», так что рассчитывать на ее успех было довольно странно), возможности спецслужб не безграничны. Уж кому об этом знать, как не нам! Целых семьдесят лет мощнейший идеологический аппарат насаждал марксизм-ленинизм, и что? Все кончилось полным пшиком.
А христианская Церковь росла и развивалась, как говорится, «всем смертям назло». Буквально с первых месяцев ее существования и вплоть до императора Константина христиан преследовали и уничтожали, стремясь стереть новое учение с лица Земли. Ведь ни одна нормальная тирания не потерпит людей, пускай даже безобидных и законопослушных, которые на самом деле абсолютно свободны от всякой земной власти, потому что подчиняются одному Богу.
Собственно говоря, самым большим чудом в истории Церкви можно считать то, что христианство — странное, неудобное учение с парадоксальным богословием и бескомпромиссной моралью, да еще происходящее из захолустной провинции — всего за несколько десятков лет распространилось по всей Римской империи, приобретя сторонников даже среди патрициев и членов императорской семьи…
А евангельские чудеса — их, действительно, можно попытаться как-то объяснить. И, кстати, не только происками спецслужб. А если в распоряжении заговорщиков был какой-нибудь индийский гипнотизер, способный заставить нормальных людей увидеть то, чего нет (а сомневающиеся просто плохо поддавались гипнозу). Или еще того лучше — инопланетяне. Эти и что-то вроде Святого Духа обеспечить бы смогли — психополе какое-нибудь. Или вот Акунин что придумал в своем детективе «Пелагея и красный петух». Там пасхальные события объясняются тем, что Христос якобы прямо перед арестом попал в волшебную пещеру, которая может перенести человека куда угодно в пространстве и времени (если только при нем будет красный петух).
Да уж, Мак-Дауэлл, видимо, недоработал. Такие версии, как вмешательство спецслужб или инопланетян, он в своих книгах не опровергает. На самом деле, у него вообще-то другая цель — просто показать нормальным умным людям, что разумные основания у нашей веры есть, и чтобы стать христианином, не нужно совершать «интеллектуальное самоубийство». Ну а тому, кого, как моего одноклассника, христианство просто в принципе не устраивает, вполне подойдут любые объяснения, даже с участием индийских факиров и красных петухов.