Литература и искусство

Григорий Сковорода - странствующий философ

Вера Лебедева

Григорий Сковорода - странствующий философЧто бы это значило: "Мир ловил меня, но не поймал," - думает, наверное, современный школьник, изучая творчество Григория Сковороды и размышляя над его эпитафией. О каком мире идет здесь речь и почему все-таки этот Сковорода спасался от него бегством? Сковороду называли украинским Сократом, сопоставляли с Диогеном и Ломоносовым, Толстым и Лао Цзы, Максимом Исповедником и Владимиром Соловьевым. Но прежде всего он был самим собой. И каким же он был?


Его ближайший друг и ученик М.И. Ковалинский говорил о нем, как о человеке "воздержанном, целомудренном, довольном, почтительном ко всякому состоянию людей, который посещал больных, утешал печальных, разделял последнее с неимущими". Таким он был!

Он родился в 1722 году в селе Чернухи на Полтавщине в семье малоземельного казака Саввы Сковороды. И тот же Ковалинский о его родителях пишет как о людях, которые "своей честностью, странноприимством, набожностью, миролюбивым соседством отличались в своем кругу". А их сын Григорий "от рождения был склонен к Богочтению, дарованиям к музыке, охотою к наукам и твердостью духа".

Его жизнь поражала современников и продолжает удивлять потомков. Почему этот первый по всем предметам студент Киево-Могилянской Академии, владеющий несколькими европейскими языками полиглот, блестящий знаток иврита, латыни и греческого, одаренный музыкант и певец не искал славы, чинов и денег, а выбрал тернистую тропу странствующего философа?

Что побуждало этого человека шагать пыльными степными дорогами, вдыхать запахи чабреца и полыни и нести в перекинутой за плечо торбе единственное свое сокровище - Библию, которую почитал он душой мира?

Тот мир, от которого он уходил в эти бескрайние просторы, был, по его словам, "…торжище блудников, удка сластолюбивая, печь, распаляющая похоти, пир беснующихся, лик и хоровод пьяно-сумасбродных…" Что и говорить, каким он был, этот мир, таким он и остался. 

Как известно, Лев Толстой, изображая и обличая этот мир, сам мучался угрызениями совести, тем, что он - плоть от плоти этого мира. Познав всю его подноготную, только к концу жизни решает он порвать с ним, и уходит уже очень пожилым человеком из дома в свой последний покаянный путь…

Что же касается Сковороды, то он уже с молодости не только искал истину, но и жил в соответствии с ней, "не покорясь духу мира, лежащего возле".

И в чем же философ находил опору, чтобы противостоять ему? 

Его этическое учение исходило из недр античной философии. И в своих исканиях он опирался на труды Платона, Диогена, Плутарха, Сенеки и др., чтобы вместе с ними призвать человека познать самого себя. А познав, увидеть, что человек делится на внутреннего и внешнего, где внутренний человек - вечный, небесный, а внешний - земной, тварный.

А посему во всех деяниях жизни, подчинив тварного человека, необходимо придерживаться тайного гласа внутреннего, невидимого, который есть глас воли Божьей. 

Все исследователи его жизни и творчества утверждают, что Сковорода был близок к народу. Однако его упрекают в том, что он призывал к смирению, полагая, что "все состояния суть добры, и Бог, разделяя члены общества, никого не обидел; проклятие же налагает Он только на сынов противления, которые, не вняв себе и не последуя званию природы, вступают в состояния по страстям, по обманчивым видам, по прихотям…"
Интересно, что многие из помещиков и каждая крестьянская хата почитали за честь принять Сковороду в своем доме - накормить, почистить его одежду, подчинить ему обувь. И в ответ он отдавал им то, что имел и что было больше, чем золото - мудрые советы, наставления, уча и проповедуя, упрекая, кого нужно, за неправду, нетрезвость, недобросовестность…

Мы знаем, что великого Сократа афиняне приговорили к смерти только за то, что он постоянно учил людей, чтобы они более всего заботились о душе, а не о теле и деньгах. Оказывается, не так уж и безобидно стучать в сердца людей, открывая им, кто они есть.

Афинянам не понадобился Сократ. Нужен ли был Украине Сковорода?

Век, в который он жил и творил , нес Западу Просвещение и Реформацию. В России книгоиздатель Новиков расчищал почву просвещенному XIX веку, печатая передовых мыслителей и отвлекая народ от чтения бульварных французских романчиков. А на нашем украинском небосклоне взошла одинокая звезда Сковороды. Это были трудные для Украины времена - упразднялось гетьманство, ликвидировалась Запорожская Сечь, усиливалось крепостничество. И нравственная проповедь Сковороды была нужна Украине, как воздух. Его песни пели по всей Украине, считая их народными; хорошо знали его сатирические басни и стихи. Но он писал не только басни, он переводил Плутарха и Цицерона, а самым ценным является его философское наследие, которое, к большому сожалению, в наше время читает разве что ученая мышь. А ведь пишут, что Сковорода повлиял на многих русских философов, в частности, на Владимира Соловьева, а его литературное творчество дало толчок к становлению и творческому взлету Котляревского, Гулака-Артемовского и многих других украинских поэтов и прозаиков.

Он много преподавал и воспитал прекрасных учеников. Полагают также, что именно его подвижническая деятельность привела к тому, что богатые люди уже после его смерти, смогли собрать достаточную сумму денег и открыть в Харькове первый в Украине университет.

Когда харьковский губернатор Щербинин, любитель талантов, наук и музыки, предложил Сковороде состояние, чтобы он смог где-то осесть и иметь свой угол, тот ответил - "мир подобен театру и, выбрав себе роль по своим способностям, я хочу успешно ее доиграть".

И какова же его роль? Он писал другу: "Не орю, не сею... Что же делаю? Всегда благословляя Господа, пою Воскресение Его. Учусь, друг мой, благодарности…" 

А на вопрос губернатора: "О чем учит Библия?", он ответил: "О человеческом сердце! Поваренные ваши книги учат, как удовольствовать желудок; псовые, как зверей давить; модные, как наряжаться. Библия учит, как облагородствовать человеческое сердце".