Размышляя

День Святого Валентина: Что празднуем?

Михаил Брицын

День Святого Валентина: Что празднуем?Фразу «душа хочет праздника» стоит воспринимать очень серьезно, поскольку праздники отражают лицо общества, страны. Вспоминая советские времена, можно четко проследить, насколько целенаправленно знаменательные даты поддерживали тогдашнюю идеологию.

За время независимости праздники изменились. С одной стороны, власть управляет праздниками, отказываясь от одних дат и выбирая другие. С другой стороны, сам народ, душа которого праздника жаждет не меньше, делает свой выбор. На гребне этих перемен к нам пришел День Валентина, как день всех влюбленных.

Легенда, которая лежит в основании этого праздника гласит, что в середине третьего века н. э. римский император Клавдий запретил своим легионерам вступать в брак. Это якобы подрывало боевой дух его армии. Но нашелся священник, отец Валентин, живший в Терни, который, не смотря на запрет, тайно венчал влюбленных. Клавдий, узнав о нарушении закона, велел схватить священника и бросить его в тюрьму. День казни Валентина, 14 февраля, и стал отмечаться теми, кого он обвенчал, как день покровительства влюбленным. По другой версии, император наказал взбунтовавшуюся область тем, что запретил священникам совершать в ней бракосочетания, а Валентин все же делал это, рискуя жизнью. По третьей версии — Валентин сам влюбился...

Оставляя в стороне споры о достоверности этой истории, хочется обратить внимание на то, какие изменения с тех пор претерпели наши представления о влюбленности и браке.

Подумать только, даже под угрозой смерти любящие друг друга стремились заключить брачный завет. Подвергаясь смертельной опасности, священник скреплял решение влюбленных и объявлял их мужем и женой. Спрашивается, зачем им вообще нужно было это благословение? Они что не знали, что существует гражданский брак? Ну, понятное дело, дикари ведь. А мы, как-никак, в цивилизованном обществе живем.

Только вот, глядя на происходящее вокруг, начинаешь сомневаться, что же это за цивилизованность такая. Как человеку, выросшему в Мелитополе, стыдно становится за семь-восемь разводов на десять браков, за подростков в очереди на аборт, за призовое место по скорости распространения ВИЧ-инфекции. Стыдно за то, насколько пошлым стал юмор — настройтесь на развлекательный канал и посчитайте, сколько раз в день измену представляют, как конфетку. Стыдно за принятый в стране Семейный кодекс, который признает супругами сожителей даже без официальной регистрации их брака.

Кто-то спросит, разве можно любовь измерять печатями в паспорте. Чернила на бумаге действительно не делают брак крепче. Чернила на бумаге просто говорят. Как слова. И говорят они об ответственности, которую человек берет на себя. А вот ответственность — это проявление зрелой любви. И именно о любви, ответственности, верности говорит и брачная церемония в любой из религий.

Можно заявлять «я люблю ее, она любит меня, что еще нужно». Но найдите в своем, любящем сердце ответ: хочет ли женщина с гордостью носить обручальное кольцо или лучше завешивать пальцы железками, чтобы ничего не разобрать было? Хочет ли женщина представлять самого близкого человека своим родителям, друзьям словами «это — мой муж». Или сойдет «это мой мужчина». А при нынешних гримасах толерантности: «это — мой... моя... не совсем мужчина, но у нас такая ориентация». Задумайтесь, какие нелепые конструкции возникают в умах детей. Как сказать детям «уважайте папу»? Уважайте «этого человека»? Или уважайте «того, кто рядом со мной на этот раз»? Если ваше сердце полно любви, помогите ей просто и уверенно отвечать «я замужем» на вопросы друзей, соседей, на вопросы анкет и заявлений. А вот в этом поможет и церемония бракосочетания, и печать в паспорте.

Чтобы мир не катился к хаосу, Бог установил брак как завет мужчины и женщины. Когда двое обещают друг другу любить и оставаться верными, Бог освящает это решение и становится опорой семьи. Понимая святость брака и ценя обещание верности, священник готов был идти на смерть, чтобы дать законное основание новой семье. И речь идет вовсе не о романтической влюбленности, легком флирте или невинной интрижке. День Валентина — это день казни человека, который оказался верным христианским убеждениям относительно брака.

Жаль, что буквально на глазах День влюбленных на глазах мутирует в день вседозволенности. Предприимчивые деятели пытаются сыграть на слабостях человеческих. И уже не ларьки с открытками делают выручку в эти дни и не цветочницы, а секс-шопы и ночные притоны. Да и сами открытки, с продуманным сюжетом и подписанными словами, и букеты, зацелофаненные, как окорочка, становятся не выражением сердца, а демонстрацией возможностей кошелька. Где же любовь? В СМСках студентов? Может быть, но побывайте на студенческом КВНе и послушайте шутки. Послушайте песни в этот день.

Уж если и импортировать какой-то праздник, то лучше бы праздник верности. Только где его найти? Такой праздник не помешал бы и влюбленным, и женатым, и политикам, и просто хорошим людям. Кажется, что именно такого праздника душа и жаждет. А может не искать его, не ждать, когда депутаты о нем позаботятся, а взять и устроить его друг другу. Подарить обещание быть верным и скрепить это обещание перед Богом. И не на год, до следующего праздника, а на всю жизнь. Чтобы праздник верности не прекращался

Михаил Брицын, пастор церкови «Благодать», г. Мелитополь