Литература и искусство

После апокалипсиса - отзыв о фильме Книга Илая

Сергей Грищук

Книга Илая ... По выжженной атомной войной пепельно-серой пустыне бредет одинокий странник. Он держит путь в сторону некогда цветущей Калифорнии, изредка встречая людей, которых и людьми-то назвать трудно. Для них, отчаянно борющихся за выживание, пустить кровь первому встречному — что комара прихлопнуть.

начит, снова конец света — излюбленная тема голливудских блокбастеров. Мы уже привыкли, что с конвейера фабрики грез то и дело сходят фильмы как не о последних минутах Земли, так о страшном будущем, ожидающем тех, кто переживет очередной роковой катаклизм.

Новый фильм «Книга Илая», казалось бы, просто один из многих в этом ряду. Но в процессе просмотра зритель постепенно понимает, что картина лишь на первый взгляд выглядит обычным постапокалиптическим вестерном...

Беспощадный огонь войны не просто уничтожил все живое. Люди, постоянно глядя в глаза смерти, забыли кто они есть. Понятие о морали, человечности и милосердии практически стерлось из людского сознания. Хрупкий мир, воссозданный на обломках цивилизации, держится на грубой силе, страхе и подчинении карликовым тиранам. Поэтому на дороге путешественника поджидают банды мародеров, каннибалов и прочих, так сказать, асоциальных элементов. Правда, наш герой тоже не промах — в обиду себя не даст. На то у него есть верные боевые товарищи: острый мачете да безотказный пистолет.

Путь-дорожка приводит загадочного путника в крошечный городок, всецело подчиняющийся местному воротиле Карнеги.

Провидение словно сводит друг с другом двух сильных людей, знающих настоящую цену толстому фолианту с золотым тиснением на обложке. Только Илай выполняет свою собственную тайную миссию. Вот уже тридцать лет он день за днем несет на Запад заветную Книгу, сохранившуюся в единственном экземпляре после страшных потрясений прошлого. Для темнокожего странника это цель жизни, личное повеление Бога. И он несет Священное Писание туда, где оно сможет прорасти и дать свой плод в человеческих душах. Но именно эту утерянную Книгу неистово ищет и Карнеги. Только ему она нужна для других целей. Он возомнил, что слова, записанные в Библии, могут придать силы и убедительности его собственным изречениям. А значит, заставят людей добровольно подчиняться его тирании. И чтобы достать Книгу, он не остановится ни перед чем...

Что ж, как сказал один авторитетный кинокритик, это «лучший фильм о вере со времен „Страстей Христовых“, и лучшая роль Вашингтона со времен „Гнева“». И впечатление от картины действительно во многом зависит от центрального персонажа, далекого от классического образа супермена. Главный герой не застрахован от ошибок, которые могут стоить другим людям жизни. Защищая Слово Бога, не всегда способен помнить, что нужно быть не просто его хранителем, но и исполнителем тоже. Но Илай тем и привлекает, что, при всех своих просчетах, он открыт к изменениям. Его нелегкий путь оказывается дорогой жизни, на которой он становится другим человеком. Коронная фраза Илая «это не мое дело» больше не будет его девизом. И когда наступит момент выбора между его жизнью и жизнью доверившегося ему человека, странник не будет колебаться...

В самом имени главного героя содержится намек на пламенного библейского пророка Илию, который жил едва ли не в самое мрачное время в истории своего народа. И мы словно возвращаемся в дикие времена, когда Бог забыт и зло торжествует. Неудивительно, что в фильме столько жестокости, да и сам Илай далеко не святой. Правда, он никогда не стреляет первым и, если все-таки приходится убивать, не получает от этого никакого удовольствия, в отличие от своих врагов. Ну а учитывая законы жанра, эта лента, пожалуй, и не могла быть похожей на благообразную воскресную проповедь.

Да и вообще, кино это (при всей своей духовной подоплеке) не для приверженцев возвышенной духовности. Но ведь есть те, кто никогда не пойдет на «Божественное рождение» или «Страсти Христовы». Есть поклонники компьютерных игр на выживание, любители такого рода приключенческих лент. И если эти далекие от религии люди будут тронуты миссией молчаливого героя с обрезом в руке и Библией в заплечной сумке — уже за одно это авторам можно сказать спасибо.

И неспроста на главную роль братья Хьюз пригласили Дензела Вашингтона, одного из самых религиозных актеров Голливуда. Выросший в семье священника, примерный семьянин, благотворитель и активный прихожанин церкви, Дензел не только снялся в этом кинопроекте, но и взялся продюсировать его. Вашингтон увидел возможность таким образом достучаться до сердец не самой простой аудитории. Кстати, в активе звезды уже есть роль ангела, а также озвучивание Аудиобиблии, где его голосом говорит Бог.

А чтобы придать эффектности схватке добра и зла, главного антигероя играет несравненный Гари Олдман, единодушно признанный критиками лучшим злодеем всех времен и народов. И в этом противостоянии словно сокрыт зловещий подтекст, когда сам дьявол (Карнеги) восстает против ангела света (которого олицетворяет Илай), несущего погибающему миру Благую Весть. А уж схватка этих двух антиподов особенно пощекочет нервы зрителям, заставив не на шутку сопереживать герою Дензела Вашингтона...

Без сомнения, тут можно было бы сказать много хороших слов и о превосходной операторской работе и о великолепном саундтреке. Отдельная похвала сценаристу, который так закрутил сюжет, что зрителя ждет совершенно необычная концовка.

Подводя итоги, можно сказать, что «Книга Илая», несмотря на свой позитивный мессидж, кино, конечно, не религиозное. Но тем не менее это волнующий, зрелищный экшн, дающий пищу не только эмоциям, но и разуму. И потому вдвойне приятно, когда видишь в полном кинозале молодых парней и девушек, внимательно следящих не только за тем, сколько бандитов прикончит Герой, но и слушающих его молитвы, слова из Писания, размышления о предназначении человека и серьезно переживающих за самую важную в мире Книгу — Библию...

Сергей Грищук

Книга Илая (The Book of Eli) Режиссеры: Альберт Хьюз, Аллен Хьюз. Сценарий: Гэри Уитта.

В ролях: М. Кунис, Д. Вашингтон,

Г. Олдман. Страна: США, 2010