Ретроспектива

Кати, жена Мартина

Виктория Чикаловец

Кати, жена Мартина Шутка ли — взбунтовавшийся монах женится на беглой монахине! Кто же эта смелая женщина, ставшая женой ниспровергателя основ, зачинщика Реформации Мартина Лютера?

Катарина фон Бора была одной из двенадцати монахинь, которым Лютер помог бежать из монастыря. Обет безбрачия в свете библейской истины перестал восприниматься как святыня. Лютеранство принесло свободу, провозгласив, что спасение есть дар Бога, а не результат исполнения религиозных обрядов. Если бы беглянок обнаружили, их ждала бы жестокая кара, но стремление к свободе было сильнее страха. По просьбе Лютера побег организовал уважаемый гражданин Германии, член городского совета, бывший сборщик податей по имени Леонард Копп. Однако вырваться на волю — это было еще полдела.

Только троих из двенадцати девушек ждали в родительском доме, остальных необходимо было устроить на работу либо выдать замуж. А это было непросто, учитывая, что они не разбирались в домашнем хозяйстве (Кати, например, с девятилетнего возраста была отправлена отцом и мачехой в монастырь), умели только молиться и петь. Им было за двадцать, иначе говоря, они считались старыми девами. Мартин практически стал свахой для большинства беглых девушек, которых опекал. Но так уж случилось, что у одной из них «счастье» никак не складывалось.

Это была Кати. Она не отличалась красотой, но была сообразительна и остра на язык, привлекая людей своим умом и силой характера. Подталкиваемая случаем или Провидением, она становится женой Лютера-монаха, Лютера-спорщика и реформатора, Лютера-мыслителя. Ему 41, ей 26. Они вступают в брак не в результате безумной любви, они просто соглашаются с обстоятельствами. «Дары Божьи нужно брать не раздумывая» — пишет Лютер за три дня до свадьбы. И еще: «Богу нравится творить чудеса и дурачить этот мир». «Я сам едва в это верю, — шутил он, — но свидетели утверждают, что это случилось».

Итак, холостяцкой и замкнутой жизни пришел конец. Кати пришлось многому учиться, и она в этом преуспела. Она замечательно справлялась с постоянно растущим домашним хозяйством. Августинский монастырь, в котором Лютер жил, когда был монахом, был передан властями Мартину и Кати в совместное владение. На первом этаже здания было сорок комнат. На втором располагались кельи, переоборудованные в спальни. И временами каждая из этих комнат была кем-нибудь занята. Кроме их шестерых детей, там жило полдюжины племянников и племянниц Лютера, которых он забрал по доброте душевной. Потом у одного из друзей от чумы умерла жена, и Мартин привез к себе четверых его детей. Кроме того, в доме постоянно обитало множество преподавателей и студентов и, конечно же, из-за возросшей славы Лютера, гостей, неожиданно наезжавших из Англии, Венгрии и вообще отовсюду. Общительный Лютер в такой обстановке просто расцветал. А весь быт и заботы ложились на хрупкие женские плечи.

Студенты, слушавшие лекции Лютера в дневное время, за ужином, в неформальной обстановке, засыпали его вопросами. Так возникли знаменитые «Застольные беседы». Вряд ли Кати нравилось довольствоваться обществом детей, в окружении которых она сидела на другом конце стола. Но она мирилась с этим, понимая, как важно такое общение для «доктора» (так теперь она называла мужа). Вмешивалась Кати, только чтобы урезонить Лютера, если он, увлекшись, начинал говорить слишком резко. Или если за разговорами спорщики забывали о еде. Тогда Кати, никогда не скупившаяся на колкости, говорила мужу: «Почему бы вам, доктор, не умолкнуть и не начать есть?». Он не оставался в долгу: «Женщинам каждый раз, прежде чем открыть рот, нужно мысленно повторить „Отче наш“».

Когда Кати взялась за финансы, расходы стали жестко контролироваться. Как пишет один из биографов, бережливость фрау Лютер позволила их семье «накопить значительное состояние, вопреки беспримерной щедрости и гостеприимству ее мужа». Иногда она просто прятала деньги, чтобы Мартин не раздал их. Когда Лютер приглашал в дом студентов, Кати настаивалала на том, чтобы те платили за стол и жилье, если собирались остаться надолго. Бывали случаи, когда Мартин приезжал домой с множеством гостей, не предупредив заранее об этом жену, и она со вздохом открывала кладовые с запасами, хранящимися впрок.

Кати поставила перед собой еще одну задачу — добиться того, чтобы их огромное хозяйство содержало себя само. Как-то уговорила мужа на покупку еще одного сада, преимуществом которого был протекающий через него ручей. Теперь Кати ловила там рыбу на ужин. В хозяйстве также было пять коров, девять телят, восемь свиней, куры, гуси. Все это было на Кати, она даже освоила ветеринарию.

Ей пришлось также научиться смиряться с работой Лютера-преподавателя и философа. Он привык в монастыре к уединению и размышлениям, а в их доме, несмотря на размеры, трудно было найти тихое место. Рассказывают, будто он как-то заперся на три дня в своем кабинете, пока Кати, наконец, не выломала дверь. Мартин невинными глазами посмотрел на жену, стоящую в осиротевшем проеме, и сказал: «Зачем ты это сделала? Я ведь ничем плохим не занимался». Случай, конечно, из ряда вон, хотя, кто знает, чего стоили импульсивной Кати эти три дня.

Прожив с Кати двадцать лет, Мартин еще больше стал ценить брак. Ведь это — школа характеров, где двое многому учатся, друг у друга и у своих детей. «Я не стремлюсь избегать неприятностей в браке. Иногда я их даже провоцирую. Но все всегда оканчивается к лучшему, и это знают только те, кто попробовал это ...».

Супружеская жизнь во многом изменила взгляды Лютера. Если раньше он считал женитьбу уступкой плоти, то теперь оценил духовную сторону брака. Он обличал тех мужчин, которые женились только из плотских побуждений, оскорбляли жен, и понятия не имели о том, что такое любовь. Он говорил, что брак — это не шутка, он требует трудов и молитв. «Жениться легко. Но вот относиться к жене с любовью гораздо труднее... поскольку единения плоти здесь недостаточно. В браке необходимо единство вкусов и характеров. И это единство не достигается за одну ночь». Он говорил также: «Многие браки заключаются из похоти. Но похоть чувствуют даже вши и блохи. Любовь начинается тогда, когда мы начинаем служить другому... Конечно же, христианин должен любить свою жену. Он должен любить и ближнего, а ведь ближе жены никого нет, и ее он должен любить больше всего. Но жена должна быть и самым близким другом». Похоже, Кати ценой больших стараний это удалось.

Лютер очень часто говорил о своей жене. И очевидно, что их действительно объединяла верная дружба. Им двоим удалось разрушить господствовавшие тогда представления о браке. Мартин любил повторять: «Пусть жена сделает так, чтобы муж радовался, приходя домой. А муж пусть сделает так, чтобы она грустила, видя, как он уходит».

В 1546 году, в возрасте шестидесяти двух лет, Мартин умер. Кати умерла четырьмя годами позже. Ее последними словами были: «Я проникну ко Христу, словно иголка, которую втыкают в пальто».

Так закончилась земная жизнь женщины, которая нашла свой особый путь. Она сопровождала мужа, но не была его тенью; служила окружающим, но не чувствовала себя рабыней; она добилась того, чтобы ее ценил как личность один из самых выдающихся людей своего времени. И еще — похоже, во всем этом она нашла свое счастье.

(по книге Уильяма Дж. Петерсена «25 удивительных браков»)