"Что такое свобода? - ответьте мне как на духу, Не пошьёшь пиджака и уху из свободы не сваришь...", - поёт Александр Градский. Действительно, что такое свобода - только ли "осознанная необходимость"? Какая-то непонятная, расплывчатая формулировка классиков марксизма...
Вообще, есть две свободы: внешняя и внутренняя. Первая важна для всех творений Божьих - и животных, и человека. Лишение её для человека - одно из тяжких наказаний. Большинство зверей и птиц также очень чувствительны к неволе. Они даже тяжелее переживают её. Птица в клетке... Волк в капкане... Волк в капкане плачет, как человек. И не от боли. От отчаянья, неволи. Некоторые волки отгрызают себе лапу, попавшую в капкан! Всё потому, что зверь имеет только одну свободу - внешнюю. Она - смысл их жизни. Но человек - духовное существо, живущее в телесной оболочке. У него есть более важная потребность - внутренняя (духовная) свобода. Освобожденный телесно человек без неё может сказать: "Мне вчера дали свободу, что я с нею делать буду?.." Герой этих стихов Владимира Высоцкого не знает, для чего и во имя чего он свободен. Человек наделён свободой воли - свободой выбора. Если бы право выбора было навязанным, нельзя было бы определить, хорош человек или плох, то есть его позицию по отношению к добру или злу. "Человек судит человека по поступкам. Бог судит по нравственному выбору", - писал Клайв Льюис.
Не следует путать свободную волю со вседозволенностью. У человека есть обязанности и по отношению к другим людям, и по отношению к Богу. Тут ничего не поделаешь. И ещё сказал бы оппонентам: "Покажите мне хоть одного истинно и во всём свободного человека на планете Земля, которому всё и всегда делать можно!". Таких либо совсем нет, либо это тираны, "вершители судеб", которым, якобы, всё дозволено. Но их финал предсмертный, а особенно посмертный страшен. Не позавидуешь. Итак, абсолютной свободы не существует. Абсолютно свободен лишь Бог. Впрочем, дьявол свободен почти как Бог, или ему это только кажется. Но что такое его свобода, если он вне любви, вне радости бытия, вне настоящей жизни? Свободен и... отвержен! А всем его крупным и мелким слугам и того хуже: несвободны и отвержены. Закон тёмного мира: "Кто сильнее, тот и прав". И большие пожирают меньших. Как пауки в банке... Вот такая "свобода". Кажущаяся свобода этого мира - жить как тебе вздумается - непременно приводит к несвободе, к рабству. И если не в материальном мире, то в духовном - обязательно. Человек, свободный от морали, не отказывающий себе ни в чём, живущий в свободе от всех духовных и моральных принципов - раб и заложник греха и смерти. По сути - раб дьявола. Творение не может иметь одинаковую свободу с Творцом. Смысл грехопадения в том, что, пользуясь свободной волей, человек противопоставил свободе, данной ему Богом, свою собственную концепцию свободы: делаю, что хочу. Но человеку, решившему следовать за Христом добровольно и с любовью, открывается истинная, настоящая свобода, утраченная им давным-давно еще в Эдеме. Свобода от греха и смерти. Единственное наше достояние, над которым ничто не властно - ни обстоятельства, ни время, ни другие люди, и даже смерть не имеет власти над ним. И это замечательное чувство слияния со Христом, с Творцом. Бог не растворяет в себе человеческую личность, не делает из нее зомби, а очищает, просветляет, возвышает. Апостол Павел, лишенный внешней свободы, не впал в уныние, а дошёл до вершин познания Бога и Истины. В заточении он написал три замечательных послания. Почти 2000 лет живут и будут жить слова, сказанные Духом через апостола Павла: "Где Дух Господень, там свобода". А Дух .Господень- вездесущ и всеобъемлющ. И истинная свобода, вопреки всем спорам и философиям, всем самодурам и "вершителям судеб" - в Боге, от Бога, во имя Бога.