«Заседание «Детективного клуба» можно считать открытым», - торжественно провозгласил громовым голосом Гилберт К. Честертон. В полумраке просторной гостиной расположились в мягких креслах завсегдатаи клуба. Яркое пламя камина бросало отблески на лица собравшихся. Сегодня их здесь не много, зато все - гении, чьи творения будут волновать не одно поколение читателей. Агата Кристи передала чашечку чая Дороти Сэйерс, и обе, дружно помешивая ложечками содержимое, приготовились слушать своего наставника.
Дороти Ли Сэйерс (Сейерс) родилась в 1893 году в самом сердце Англии - городе Оксфорде, в семье преподобного Генри Сэйерса. Отец ее был директором Школы кафедрального хора Крайстчерча. Будучи человеком ученым, он познакомил пятилетнюю дочурку с латынью, а к тринадцати годам она изучила французский и немецкий языки. Позже, заинтересовавшись Средневековьем, она самостоятельно выучила итальянский.
Необычайно живая, любознательная, Дороти воспитывалась в благочестивой христианской семье. Тепло домашнего очага, близость Оксфордского университета, подлинной сокровищницы знаний, делали детство юного создания содержательным и эмоционально насыщенным.
До 24 лет Дороти оставалась в родном доме. Затем, с благословения родных, выпорхнула из отчего гнезда, чтобы начать самостоятельную жизнь.
В Лондоне, куда она отправилась, Дороти, попробовав себя в разных сферах, увлеклась издательским делом. В процессе работы над публикациями у мисс Сэйерс родилось желание самой взяться за перо. Решение было рискованным - не было ни опыта, ни свободного времени, ни наставника, который бы дал толковый совет. Но настойчивость и целеустремленность, вместе с проснувшимся талантом, сделали свое дело. В 30 лет Дороти Сэйерс издала свой первый роман «Чье тело?».
Книга, написанная в детективном жанре, пришлась по вкусу требовательной публике. С этого момента ряды знаменитых литературных сыщиков пополнил лорд Питер Уизми. Аристократ до мозга костей, благородный и бескорыстный, он раскрывал зловещие заговоры и бесстрашно вступал в поединки с преступниками. Правда, частенько он проделывал все это, только чтобы развеяться от скуки, в перерывах между светскими приемами и поиском редких фолиантов древних книг. Во всех приключениях лорда неизменно сопровождал безгранично преданный слуга - старина Бантер.
В историях о лорде часто присутствует друг Уимзи, инспектор полиции Паркер, большой знаток не только юриспруденции, но и закона Божьего. Этот благочестивый человек, помогая раскрывать преступления своему высокородному коллеге, не упускал случая напомнить ему о вечных истинах: «Жизнь - это не футбольный матч. А вы хотите быть спортсменом. Вам это не удастся».
И все же, что заставило британцев, искушенных в детективном чтиве, тепло встречать очередные книги этого жанра? На самом деле, Сэйерс во многом полагалась на богатую традицию как своих предшественников, так и современников. В частности, она весьма почитала мэтра беллетристики Уилки Коллинза, (о котором даже написала отдельное исследование), следуя его правилу - соединять детектив с романом нравов. Благодаря такому слиянию получались захватывающие истории с бесконечными загадками, отгадывая которые, главные герои становились светлее и духовно чище. В этом - главная притягательность творчества Сэйерс.
Так, в романе «Чье тело?» описан доктор медицины, светило научной мысли, хладнокровно убивающий человека из мести. Врач, считающий совесть, неким рудиментом вроде аппендикса, доставшимся нам в наследство от прошлых эпох, заходит слишком далеко. Рецепт этого горе-профессионала на все случаи жизни до ужаса прост: «удалите совесть и сразу почувствуете себя гораздо лучше». Такова мораль безбожника, возомнившего себя высшим судьей и вершителем судеб.
В книге «Не своей смертью», писательница снова возвращается к ситуации, когда человек считает себя мерилом справедливости и центром вселенной. В этой истории внучатая племянница ухаживет за больной старухой-миллионершей. А потом отравляет ее, боясь остаться без наследства. При этом совесть молодой сиделки невозмутима: покойная болела раком, и умри она месяцем раньше, месяцем позже - не так важно. Однако, совершив злодеяние один раз, человек не останавливается. Как это случилось и с Мэри Уиткер, одержимой жаждой денег. Она убивала всех, кто ей мешал, пока карающая рука справедливости не остановила кровопролитие.
Так Дороти Сэйерс, занимаясь милым ее сердцу литературным творчеством, одновременно взывала к душе читателя, пытаясь пробудить ее от духовной спячки и заставить задуматься о вечном.
Следует отдать должное таланту Сэйерс - к моменту вступления ее в «Детективный клуб» в 1929 году ею уже было написано два романа и несколько рассказов, радушно встреченных широкой публикой. Знакомство с классиком детектива Гилбертом К. Честертоном произвело на Дороти неизгладимое впечатление. Недолгая дружба с мэтром укрепила намерение писательницы и далее служить Богу и людям при помощи художественных произведений. Замечательно, что в клубе практиковалось совместное творчество, которое помогало развиваться в детективном жанре и, заодно, изгоняло дух конкуренции. Ряд романов был написан сообща: начинал Честертон, продолжала Д. Сэйерс, а завершала Агата Кристи. Кстати, с 1948 года именно Дороти Сэйерс стала президентом «Детективного клуба», продолжая добрую традицию покойного наставника, первого председателя клуба Честертона.
Замужество Дороти, которая связала жизнь с грубоватым, но простым и честным британским офицером, мистером Флемингом, явно не пошло на пользу творчеству писательницы. Ее супруг был, по словам Дороти, «не силен в религии и суров к искусству», и уж никак не вдохновлял свою жену. Заботы по хозяйству, затем рождение сына оставляли Дороти Сэйерс все меньше времени на занятия любимым делом. Но она не сдавалась, выкраивая драгоценные часы для творчества.
Вот как описывал современник эту выдающуюся женщину: «Она была крупной, широкой кости, неловкой в движениях. Но точно так же, как мне не доводилось видеть женщины менее привлекательной внешности, мне не приходилось внимать более притягательной сказительнице и собеседнице».
Потом началось Вторая Мировая война. И нация особенно нуждалась в том, чтобы найти ответы на вопросы о добре и зле, о страданиях и смысле жизни. С августа 1941 года Би-би-си начала транслировать передачи, в которых Клайв Льюис отвечал на эти и многие другие вопросы с христианских позиций. В это же время Дороти писала: «Недавно оказалось, что в нашей христианской стране многие дети просто не знают, что было с Христом. Мы ахнули, подумав, как же воспримут Его историю эти непаханые души. Понравится она им? Тронет их?»
И тогда у нее родилась идея серии радиопьес под общим названием «Человек, рожденный на Царство». Первая из двенадцати пьес, «Цари в Иудее», вышла к Рождеству 1941 г. Это грандиозное произведение было написано по Евангелию, но сильно отличалось от традиционных церковных представлений. «Иисус, о Котором пишет Евангелие, не был ходячей загадкой. Он был личностью», - говорила Дороти Сэйерс. И она с успехом воплотила свою идею: рассказать об Иисусе Христе, как о живом человеке, переживавшем радости и горести, любовь и отчужденность близких. При этом писательница использовала простой, лишенный архаизмов литературный язык, доступный любому слушателю.
Пьесы ставились в течение всего 1942 года. Одну из них показали даже в Кентерберийском соборе. Однако радиопостановки вызвали не только восторженные отзывы, но и шквал возмущения и критики. Не многим пришлось по душе столь доступное Евангелие, отличавшееся от застывшей иконообразной формы. Уставшая от баталий с противниками, Дороти Сэйерс написала: «Когда мы попадем в рай, я прошу только о том, чтобы у нас была интересная работа и нам не мешали ее делать. Ни дирекции, ни бумаг, ни критиков - только веселые ангелы, которые не прочь посмеяться».
Жажда быть там, где сражаются за истину, привела Дороти в Сократовский клуб Оксфорда, организованный Клайвом Льюисом. Там проходили открытые диспуты на философские и богословские темы с участием всех желающих студентов и преподавателей. Дороти Сэйерс подружилась с Льюисом. Похожие как внешне (оба угловатые и близорукие), так и внутренне, они своей напористостью в отстаивании истины могли свернуть горы на пути тех, кто сомневался, но искал Бога.
Все больше и больше людей нуждались в духовной поддержке и душепопечении. И чтобы быть ближе к ним, несколько христиан, в их числе Льюис и Дороти решили устраивать регулярные встречи. Во время войны церковь св. Анны, в лондонской районе Сохо особенно пострадала при бомбежке. В 1942 году, с разрешения настоятеля, энтузиасты начали проводить христианские беседы в уцелевшей колокольне. Там они практически служили Богу и людям, сближаясь в христианской любви друг с другом. К. Льюис писал в одном из писем Энтони Флемингу, сыну Дороти Сэйерс: «За все, чем она была и что сделала - за очарование и ученость, за воинственную верность друзьям, за смелость и честность, за чисто женские свойства, которые были видны сквозь мужскую и даже какую-то радостно зверскую манеру, - возблагодарим ее Автора».
После войны, Дороти Сэйерс, накопив достаточно денег («Лорд Питер принес мне хлеб», - говаривала она), писательница решила полностью отдаться религиозной деятельности. В 1947 г. она выпустила сборник эссе «Непопулярные мнения». Его название говорит само за себя. Ведь Христос в Евангелиях призывал нас входить тесными вратами в жизнь вечную, а это всегда было тяжело, и далеко не всеми приветствовалось. Но Сэйерс уже невозможно было остановить: «Заботы и годы могут смирить молодую передовую женщину, но ни одна сила в мире не совладает со старой передовой женщиной».
За тринадцать оставшихся лет Дороти Сэйерс пыталась перевести «Божественную комедию» Данте с итальянского на разговорный английский язык. Замысел величайший по размаху, но, увы, незавершенный. Сэйерс не успела окончить 13 последних песен «Рая». Она умерла 17 декабря 1957 года. Ее прах покоится в колокольне церкви св. Анны, где она трудилась во имя Бога. Там же устроена маленькая выставка.
P. S. В Америке, неподалеку от Чикаго, находится Уинстонский колледж. При нем существует «Marion Wade Center». Этот центр издает журнал «Семеро» - о семи христианских писателях, которые признаны лучшими из современных апологетов христианства, писавших на английском. Среди них - известные русскому читателю имена: Честертон, Льюис, Толкин… И только одно имя в этом ряду сияет женским очарованием: Дороти Сэйерс.
Писательница-христианка, драматург, председатель «Детективного клуба», оставившая после себя двенадцать детективных романов и множество рассказов. Но главный труд ее жизни, цикл радиопьес «Рожденный на Царство», дал ей право стоять в рядах «Семерых». Для потомков она осталась несгибаемой, волевой женщиной, пронесшей свет Божий в своей душе через всю жизнь, и охотно делившейся им со всеми, кто находился во тьме.
Автор в работе над статьей опирался на биографические справки, сделанные Н. Л. Трауберг и А.В. Ващенко