Размышляя

Плюрализм в действии

Виктория Чикаловец

Плюрализм в действииВ комнате стоит стул. Вы его видите. Но если вы вышли из комнаты, то как вы узнаете, что стул по-прежнему там? Может быть, это только иллюзия? Может быть, стул исчезает, стоит отвести от него взгляд?

Это классическое рассуждение принадлежит Джорджу Беркли, ирландскому философу XVIII века. Он предложил новый подход для восприятия окружающей действительности: «Явление может считаться истинным только тогда, когда это установлено на опыте, все остальные явления не имеют объективной силы». Другими словами, все, что невозможно рассмотреть, потрогать и доказать научно, можно считать недействительным.

Следует отметить, что эта идея родилась в эпоху Просвещения, когда христианские основы мировоззрения считались незыблемыми, как якорь для корабля или фундамент для дома. Но, должно быть, события тех времен благоприятствовали тому, чтобы идея релятивистского подхода проросла в умах людей и получила дальнейшее развитие (причем не только в философии).

Казалось бы, мало ли какие фантазии приходят в голову всевозможным философам, ораторам и политикам! К сожалению, история цивилизации показывает, что все идеи имеют последствия. Например, мало кто станет отрицать влияние, которое оказали на историю в ХХ веке сочинения Маркса и Ницше. А в начале нашей эры синтез греческой философии с библейским откровением привел к возникновению того, что мы называем западной цивилизацией.

Христианское общество, переживая взлеты и падения, просуществовало многие столетия. Но, начиная с XVIII века, в сознании людей произошла трансформация, в результате которой произошло разделение между верой и разумом. За последние два века разрыв стал практически непреодолимым. Бог стал восприниматься, как сугубо субъективное переживание, отдельное от того, что можно доказать на опыте.

Можно с полной уверенностью сказать, что мы живем постхристианском обществе, в котором в результате бесконечных компромиссов из нравственных ценностей осталась только одна: полнейший плюрализм мировоззрений, безграничная терпимость к любым убеждениям (за исключением, конечно, убеждения в существовании абсолютной Истины).

В результате образовалось несколько идеологий. Их не преподают в школах и институтах, как закон Божий или научный коммунизм, но защититься от их воздействия практически невозможно. Давайте же научимся узнавать их и подумаем, к чему приводит их влияние.

Секулярное мировоззрение

Идеология, делающая главный акцент на сиюминутном («лови момент»). Исходя из этой философии, главными целями в жизни являются удовольствия — секс, еда, отпуск, машины, мебель, наркотики. Спроецируйте это мировоззрение на политику, и вы поймете, почему многие государства тонут во внешних долгах.

Утопическое мировоззрение

«Бог мертв, поэтому мы сами себе хозяева. У нас есть полная возможность построить светлое будущее, ведь в своей основе мы — совершенны». Понятие первородного греха выглядит в наше время нелепым анахронизмом. Люди уверены, что посредством прогресса и образования они будут становиться все лучше и лучше.

Корни этого мифа восходят к Аристотелю, который считал, что образование сможет уничтожить грех и зло. В эпоху Просвещения эта идея была подхвачена многими, в их числе был и Гегель, и Жан-Жак Руссо, и Карл Маркс.

К сожалению, гуманное общество без Бога оказалось утопией. Двадцатый век принес величайшие открытия в области науки и техники, но он же породил Гитлера, массовые убийства мирных жителей во время двух мировых войн, бесчисленные «мелкие» войны. Мы стали свидетелями тиранов, геноцида и разгула преступности. Кровопролитие не прекращается ни на минуту. И все-таки миф об изначальной безгрешности человека жив. Чем же тогда объяснить творимое нами зло? Нечем. Остается просто отрицать, что человеческие преступления — зло, и списывать их на болезнь, обстоятельства и дурное влияние окружающих. Кто-то сказал, что если задуматься, мы все больше похожи на Адольфа Гитлера, чем на Иисуса Христа. Должно быть, он не читал Гегеля.

Антиисторическое мировоззрение

Благодаря растущему скептицизму, за последние два десятилетия в обществе получил широкое распространение деструктурализм. Буквально он означает расчленение языка, текста, речи. Возникнув в языковедении, деструктурализм постепенно распространился на другие области знания. Если язык, речь и, следовательно, намерение автора можно ставить под сомнение, тогда так же можно поступать и в других областях человеческой деятельности.

Если нет объективной истины, то нет основания для объективной интерпретации истории, права и политики. Одним из показателей этой тенденции служит кинематограф.

Так, в одном из последних фильмов о Робин Гуде (с Кевином Костнером) появляется неожиданный и даже нелепый персонаж — мусульманин Азим, мавр. Интересно, каким образом мавр очутился в Шервудском лесу? А может, это просто дань голливудским стандартам с обязательным участием в фильме чернокожего актера?

Игры с историей ради какой-либо идеологии или просто развлечения – давно ни для кого не новость. Проблема в том, что, когда из истории изымается истина, то общество лишается исторической преемственности и теряет весь опыт, накопленный предыдущими поколениями. Отнимите чувство истории, и вы бесконечно обедните христианскую веру, основанную на историческом факте.

Натуралистическое мировоззрение

Данная философия гласит: «Поскольку нет ничего, кроме того, что мы видим и чувствуем, то вышей ценностью становится природа. Все живые существа имеют равный статус, поэтому человек уже не может рассматриваться как глава вселенной».

Коль скоро человек – не образ Божий, наделенный бессмертной душой, он лишается своего достоинства и становится в один ряд со всеми прочими животными. Поэтому совершенно логичны переживания «зеленых» за судьбу морских котиков и их полное безразличие к убийству нерожденных детей посредством абортов. И неудивительно, что экстремисты этого движения без колебаний отравляют пищу, предназначенную людям, в знак протеста против якобы негуманного отношения к крысам.

Прагматическое мировоззрение

Его суть состоит в материализации ценностей. Так как истину узнать невозможно, мерилом действия может быть только его практическая ценность, которая, следовательно, и есть добро. «Истина есть денежная стоимость идеи».

Сегодня вопрос о практической пользе действия совершенно подменил собой его моральную оценку. Поэтому приемлемые приемы в бизнесе — те, что могут принести доход. Единственный ответ на проблемы в браке — развод. Единственный вопрос, который задают о беременности — «желательная» она или нет...

Да, получился целый букет мировоззрений в так называемом христианском обществе. В котором, судя по названию, во всех сферах жизни должны править любовь и смирение, а в умах – убежденность в том, что Христос есть Истина, что Он воскрес из мертвых, жив и восседает на небесах.

У зла, жестокости и лжи есть свойство определенной «текучести», способности обходить поставленные нами «непреодолимые» препятствия. Последние два с лишним века лишь подтвердили высказывание Мартина Лютера, что главный признак грешника — непонимание им своего греха. Мы добровольно отказываемся от истины — объективного критерия добра и зла, и при этом признаем, что нашему обществу угрожают моральная распущенность и безжалостная диктатура. Мы заполнили наши головы всевозможными идеями, потеряв главную.

по книге Ч. Колсона «Тело Христово»