Проблема!

Эпидемия жестоких игр

Эльвира Рязаева

Эпидемия жестоких игрНаш мир захвачен эпидемией, поражающей подростков и детей. Имя ей «happy slapping» или «избиение ради развлечения». Кто-то может возразить, сказав, что все это не так уж и ново. И в тихие семидесятые, и в перестроечные восьмидесятые, а уж тем более в беспокойные девяностые дворовые драки, разборки позади школы и затравливание одноклассников были обычным явлением. Стоит вспомнить знаменитый фильм «Чучело».

Возможно, но доступность мобильных телефонов с видеокамерами ознаменовала веху, когда подобные конфликты не только участились, но и сознательно организуются ради увеселения.

Согласно ежедневной хронике криминальных новостей cry.ru, по оценкам экспертов, среди детей в возрасте от 8 до 17 лет более 60% с радостью согласились бы участвовать в роли истязателей. А 6% школьников допускают даже возможность убийства, если оно будет щедро вознаграждено. Возраст насильников стремительно снижается. Понятие ценности человеческой жизни напрочь стерлось из сознания многих подростков. А это говорит о том, что наш мир очень серьезно болен.

Мода на «насилие для развлечения» впервые появилась несколько лет назад в Великобритании и, быстро распространившись в Европе, перекинулась в страны СНГ. Перечислим лишь несколько инцидентов, привлекших внимание средств массовой информации.

В июне 2005 г. пятнадцатилетняя девочка снимала на камеру то, как ее друзья забивали насмерть мужчину у станции метро, практически в центре Лондона. В Австралии в 2006 г. полиция начала расследования на основании материалов распространявшегося в школах видеоролика со сценами группового изнасилования и издевательств.

Недавно сразу два уголовных дела о подростковой жестокости возбуждены в Тюмени. Одна из жертв, не выдержав издевательств одноклассников, попыталась покончить жизнь самоубийством и лишь чудом осталась в живых. В прессе широко освещались издевательства, происходившие в Красноярском крае и убийство мужчины подростками в декабре прошлого года в Рыбинске. Милиция ежегодно сталкивается с тысячами подобных случаев.

Интересный факт — если раньше среди насильников и хулиганов, в основном, были выходцы из неблагополучных бедных семей, то теперь в роли мучителей все чаще выступают дети из семей с достатком средним и выше среднего, которые могут себе позволить купить телефон с видеокамерой. Возможно, это также объясняется и тем, что богатые более уверены в своих действиях, чем бедные, считая, что могут попросту откупиться от правоохранительных органов. Жертвами становятся не только одноклассники жестоких подростков, но и ребята помладше, бездомные да и просто случайные прохожие. То есть, попасть под прицел юных истязателей может каждый.

Что толкает детей на подобную жестокость? Подростки с радостью вызываются поучаствовать в подобных побоищах, чтобы продемонстрировать свою исключительность и прославиться среди товарищей. Унижения и страдания жертв, заснятые на видео, могут также служить и для устрашения противников.

Кроме того, насилие стало источником дохода. Кадры избиений копируются и выставляются в Интернете для всеобщего обозрения. Виртуальный мир пестрит сайтами, где рекламируются видеоролики с реальными сценами драк, грабежей, издевательств, изнасилований и побоев. Бизнес на крови процветает.

Отвечая на вопрос следователей о причинах издевательств над одноклассницей, школьницы из Иркутской области, совершившие это преступление, ответили: «Просто так!» Другой молодой человек сказал: «Если тебе скучно, ты гуляешь, и у тебя есть видеотелефон, то ты бьешь какого-нибудь лоха, и все». Часто подростки, избивающие других для развлечения, говорят, что они просто шутят или играют.

В Европе уже началась борьба с этим тревожным явлением. В феврале этого года французское правительство издало закон, запрещающий снимать сцены насилия всем, кроме журналистов. Нарушителям грозит пять лет заключения или штраф в размере 75000 евро. В марте итальянское министерство образования в связи с этой проблемой запретило ученикам использовать мобильные телефоны в школах.

Некоторые обвиняют в появлении подобной моды родителей, которые не обращают внимания на своих детей. Кто-то винит популярные телешоу, в которых ничего не подозревающих людей снимают скрытой камерой. Кто-то ругает бесконечные боевики, которые постоянно крутят по всем каналам, а также жестокие видеоигры. Но все это лишь современные симптомы одной и той же древней болезни, проявляющейся все сильнее с каждым годом, которые лишь свидетельствуют о более глубоких проблемах, о том, что в обществе сбиты нравственные и духовные прицелы. Возможно ли найти средство, от поразившего нас недуга? Что может спасти наше общество от самоуничтожения? Ужесточение наказания, цензура, стабильность экономики или особые социальные программы?

Всплеск детской и подростковой жестокости является своего рода индикатором общего ожесточения человеческих сердец. Взбунтовавшись против Создателя, «человек отрезал себя... от источника своего бытия, — сказал писатель К.С. Льюис, — ...и диктовать душе стали не разум, не выбор, а физиология и среда... Мы представители испорченного вида. ...мы ведем себя, как последняя мразь, потому что мы и есть мразь...»

Вместо того, чтобы винить других, давайте заглянем к себе душу, и постараемся оценить прежде всего собственные поступки. Не проходим ли мы равнодушно мимо группы подростков, истязающих человека? Не является ли для нас слово «милосердие» пустым звуком или сентиментальной чушью? Говорим ли мы с нашими детьми по душам? Не участвуем ли мы сами в жестоких играх современного мира? Лекарство есть, но лечение надо начинать с себя.