90 лет назад, 14 апреля 1912 года из Саутгемптона в Нью-Йорк вышел корабль, который так и не достиг берегов Нового Света. Сегодня об этой истории знают многие, но нам бы хотелось обратить ваше внимание на некоторые подробности, которые привыкли считать второстепенными.
Впрочем, об этом мы поговорим чуть позже. А начнем с того, что само название судна — «Титаник» — не случайно. По греческой мифологии, Титаны — это такие супермены, которые бросили вызов богам, за что после непродолжительной схватки были низвержены в страшную бездну — глубины Тартара.
Говорят: «Кого Бог хочет наказать, того Он лишает разума». Библия эту мысль о жестокости Бога не подтверждает, но люди сами себя иногда лишают разума, уходя от Него.
Итак, загадка гибели «Титаника». Познакомимся с ним поближе. Это был воистину непотопляемый монстр. На судне было 10 палуб, где разместилось 2207 пассажиров. Его длина составляла примерно 295 метров. Корпус лайнера был двойным. Между наружной и внутренней обшивкой мог спокойно пройти человек. Герметичными переборками «Титаник» был разделен на 16 отсеков; даже при затоплении двух смежных отсеков корабль мог оставаться на плаву.
Итак, «Титаник», этот плавучий Вавилон, несется со скоростью 20 узлов (примерно 40 км в час) во тьму ночи. Почему-то на корабль вахтенных матросов наняли близоруких.
И бинокли им не выдали, не смотря на их просьбы.
14 апреля 10 часов утра. На борт «Титаника» приходит радиограмма, предупреждающая об айсбергах. В 11.40 еще одна. В 13.42 еще и в 13.45 снова. Последнее предупреждение радист Филипс даже не стал передавать капитану Смиту. А предыдущие три капитан почему-то проигнорировал, просто сунув радиограммы в карман. В 19.30 снова капитану передают РДО об айсбергах. В 21.40 — еще одну с точными координатами айсберга, до которого «Титанику» оставалось еще 2 часа ходу. В 23.00 судно «Калифорния» предупредило о том, что вынуждено лечь в дрейф во льдах. Радист Филипс с раздражением прервал этот сигнал. Я привожу эти подробности, только для того, чтобы вы поняли: все члены команды как марионетки, бессознательно делали все возможное для того, чтобы утопить практически непотопляемое судно.
В темноте айсберг возник как бы из ниоткуда. Когда в океане есть хоть малейший ветерок, контуры айсберга как бы светятся. Но в ту ночь царило полное затишье. Лайнер поворачивает влево. Моторы остановлены, но инерция делает свое дело. Для маневра не хватило каких-то 15 секунд. Подводная часть айсберга вспарывает правый борт корабля. Это была еще одна ошибка – при лобовом таране было бы повреждено не более двух отсеков, что для «Титаника» было бы не опасно. Он мог оставаться на плаву сколько угодно. Но айсберг протаранил шесть отсеков…
Водонепроницаемые двери мигом закрыли — и это еще одна роковая ошибка. Если бы отсеки не перекрыли, вода равномерно заполнила бы днище, и корабль дал бы небольшую осадку, но не перевернулся.
Вначале эвакуация шла почти галантно. Вперед пропускали женщин и детей. Когда корабль изрядно накренило, началась паника. Мужчины посмелее прыгали с огромной высоты в ледяную воду. Пассажиры третьего класса, обнаружив, что заперты, стали выламывать решетки. Матери тащили в шлюпки детей, а матросы отдирали мальчишек от матерей, говоря, что по законам Британии мальчик старше 8 лет считается мужчиной. Эти мальчики не имели права на место в шлюпках. Когда судно наполовину ушло под воду и крен стал еще сильнее, капитан Смит объявил: «Ну а теперь каждый сам за себя».
Радист Филипс отбил сигнал «SOS». Кстати, впервые в истории мореплавания. В радиорубку ворвался мужчина и попытался сорвать с Филипса спасательный жилет. Филипс и его помощник Брайт убили этого мужчину. На палубе офицер команды убил двоих обезумевших пассажиров и тут же застрелился сам.
Оркестр «Титаника» играл вальсы и музыку псалмов, успокаивая пассажиров. Всем музыкантам были гарантированы места в шлюпках, но они все до единого погибли, добровольно отказавшись от этой возможности.
Когда корма поднялась до 45 градусов, люди с высоты 9-и этажного дома посыпались в воду. Погасли огни, раздался страшный крик, корма отвалилась и рухнула в океан. Носовая часть, по пути взрываясь котлами, ломая трубы и унося с собой запертых людей ушла на 4-километровую глубину. Кормовая часть уже у дна догнала носовую и сплющила ее в слоеный пирог.
Наверху на поверхности океана еще около получаса стоял страшный крик. Люди хватались за обломки корабля, друг за друга. Жена представителя компани Свис Мейер причитала: «Мой халатик! Мой чудесный новый халатик!» Ее халатик утонул вместе с «Титаником». В шлюпках разыгрывались свои драмы. Кто-то замерз, стоя по колено в ледяной воде. В других шлюпках, где необученные матросы даже не умели грести, дамы отдали им свои шубы и сами сели на весла, пытаясь спасти людей. Капитан Смит подплыл к переполненной шлюпке и передал на борт младенца и уплыл в темноту. Больше его никто не видел. Из полутора тысяч человек, которым не хватило места на борту, выжило только 40.
Теперь, спустя столько лет, можно подводить какие-то итоги и думать «Вот если бы…» Если бы в стальной обшивке корпуса было чуть меньше серы, она не была такой хрупкой. Если бы дул ветерок, айсберг был бы заметен. Если бы переборки не задраили, корабль лег бы на ровный киль и продержался б еще много часов. Если бы матросам выдали бинокли. Если бы радист Филипс, капитан Смит действовали иначе…
Но мы еще не сказали о самой главной причине гибели «Титаника». На протяжении многих веков перед каждым отправлением корабля в рейс о сохранности этого корабля совершалась молитва. Но о «Титанике» не молились. Напротив, капитан Смит хвастливо заявил: «На этот раз мы не будем молиться. «Титаник» так надежен, что даже Сам Бог не сможет его утопить». Богу бросили вызов. Итог известен.
Вправе ли мы сегодня считать, что Бог утопил «Титаник»? Нет, я так не думаю. Но люди сами отвергли Божью защиту. С этого момента все, что они делали, послужило их гибели. Они этого не хотели, но они это сделали.
А ведь сегодня тоже где-то тонут корабли с плачущими мальчиками и красивыми халатиками. Почему же нас снова и снова волнует судьба именно «Титаника»? Да потому что «Титаник» — это символ, символ всего человечества. На верхних палубах пьют шампанское и веселятся. На нижних — гневно кричат запертые люди, запертые в своей нищете и безысходности, в своих грехах и своем неведении. Только из Церкви, как из радиорубки еще слышны отчаянные сигналы бедствия, которых почти никто не слушает, как не слушали и тогда. Пока еще все живы. Лица еще не перекошены гримасой ужаса. В спасательные шлюпки церквей пока еще впускают всех — без различия пола и возраста. Но никто туда особо не стремится. Все рвутся наверх, где свет гирлянд и музыка, где весело и беззаботно.
Взгляните на сегодняшние настроения общества. Даже беглого взгляда достаточно, чтобы понять, что его состояние очень далеко от покаянного. Почтому что люди в момент покаяния не мыслят об обладании чем-либо, не стремятся к развлечениям, не мельтешат перед кинокамерами и не философствуют. И никому не бросают вызов. Они просто смиренно говорят: «Господи, будь милостив ко мне, грешнику!»
Может, вы, читатель, привыкли идти по жизни напролом, как «Титаник»? Вам кажется, что айсберги жизненных трудностей не более чем льдинки в стакане? Вы уверены, что вам море по колено? О, если б мы представляли, какая страшная сила таится в подводных течениях, под обманчивой гладью привычной жизни! Горе тем, кто не опасается зияющей бездны! Горе близоруким, в упор не видящим грозящей опасности!
А знаете, ведь нашлись 55 человек, которые в последний момент отказались плыть на «Титанике», передумали. Им повезло: они остались живы. Хотя в момент отплытия их, наверное, никто не понимал.
Если сегодня вы любое дело начинаете с молитвы, вас определенно многие не поймут, с которыми вам, определенно, не по пути. Потому что вы знаете конечный пункт прибытия большинства. Этот пункт — бездна. Выход один — отказаться от этого страшного балласта наших беззаконий, уйти с этого обреченного на гибель «Титаника». И пусть кто-то скажет, что вы — крысы, бегущие с корабля. Не обращайте внимания. Спасательная шлюпка Церкви ждет вас.
Когда-то лодку, в которой плыли ученики Господни со своим Учителем настиг шторм. Они боялись, не понимая,что главное — не то, какая погода за бортом, а Кто с ними рядом в лодке. Христос — в нашей лодке. А где Христос, там безопасность, потому что Он есть Бог. А Богу ничто повредить не может.
Чему вы доверяете свою хрупкую жизнь — кораблю смертников или лодке спасения? Однажды странствия по земным широтам закончатся. И Христова лодка причалит к гавани, в которой свет, мир и покой. Светлая будущность ожидает тех, кто не пренебрег в свое время сигналом о бедствии и посланной помощи. Не будьте беспечны, не отмахнитесь от голоса Церкви, пока позывные в радиоэфире еще слышны.
Спасите ваши души!