Крестоносцы... Эти люди не сомневались, что их ведет сам Бог. Что Его благословение и помощь с ними в их святом деле - освобождении Иерусалима. Но случилось так, что они вписали в историю церкви одну из самых страшных и позорных страниц.
Впоследствии в попытках обелить «подвиги» крестоносцев было придумано много красивых легенд. Согласно одной из них, у Папы Римского Урбана II и в мыслях не было объявлять крестовый поход. Он просто проехал по всем европейским королевствам и пригласил всех на очередной церковный собор в Клермоне. Во время собора из Иерусалима пришел отшельник Петр, который рассказал всем собравшимся о своем видении.
Совершая паломничество в Иерусалим, он заснул в церкви Гроба Господня и во сне увидел Спасителя, который сказал ему: «Петр, дорогой сын Мой, встань, пойди к своему патриарху и расскажи о гонении на христиан, и побуди верующих освободить Иерусалим от язычников». Сейчас не только историки, но и многие католики уже не сомневаются, что это видение было такой же «липой», как и многие другие «чудесные» события тех времен. И крестовые походы были продиктованы вовсе не волей Божьей, а совсем другими соображениями.
В Европе назревали серьезные проблемы. По закону феодал мог оставить свою землю лишь старшему сыну. Остальные дети оставались безземельными дворянами. А поскольку к труду их не приучали, разорившиеся рыцари в основном промышляли разбоем и тем самым становились источниками смуты в молодых европейских королевствах, управляемых Римом. Византийская империя тоже переживала не лучшие времена. Соседям Византии становилось тесно в своих границах и они потихоньку отрывали куски у некогда могущественной империи, со всех сторон окруженной врагами. А к тому же Иерусалим, место паломничества христиан, был священным городом и для мусульман тоже. Папа Римский искренне верил, что этот святой город должен стать частью христианского мира. Освободительная война за священные земли одним махом решала все накопившиеся проблемы. Иерусалим становился католическим владением. Константинополь получал у границ империи сильного союзника. А разорившиеся рыцари имели шанс завоевать новые земли для себя и своих детей. Тем более император Византии Алексей постоянно просил о помощи Папу Римского.
Вдохновенная речь Папы, который выступил на клермонском соборе после Петра-отшельника, зажгла сердца тысяч людей: «Все идущие туда, в случае их кончины, получат отпущение грехов. Пусть выступят против неверных в бой, который должен дать в изобилии трофеи, те люди, которые привыкли воевать против своих единоверцев- христиан... В земле той течет молоко и мёд. Да станут ныне воинами те, кто раньше являлся грабителем, сражался против братьев и соплеменников. Кто здесь горестен, там станет богат».
После того, как были произнесены эти слова, кто-то крикнул: «так хочет Господь». Этот крик был подхвачен, и уже никто не сомневался, что сам Бог благословляет эту священную войну.
Первыми в поход выступили разорившиеся рыцари, а также крестьяне, уставшие жить под непосильным гнетом и жаждущие богатств Востока. Путь их лежал через Венгрию, Болгарию и другие страны Европы. Шли они под предводительством того самого отшельника Петра и рыцаря Вальтера, которого, кстати, называли Вальтером Голяком, поскольку у него не было за душей ни гроша. По дороге они разоряли те страны, через которые проходили. Заранее получив отпущение всех грехов, они уже не боялись Божьего гнева. «Победоносный» поход крестоносцев по Европе закончился благодаря королю Венгрии, который собрал у своих границ войска и предложил крестоносцам переправить их к границам Византии и снабдить всем необходимым, но с тем условием, чтобы они не проходили через его земли. Византийский император Алексей поступил примерно так же. «Помощь», оказанная Папой Римским, оказалась для него неприятным сюрпризом. В то время Восток был более развит, чем Запад, и «освободители», которые пришли к границам Византии, оказались еще более дикими, чем враги империи. Применив искусство дипломатии, Алексей сумел убедить толпы крестоносцев не заходить в Византию, а сразу же идти в поход против турков. Мало кто из этих воинов остался в живых. Они были плохо обучены, поэтому могли воевать лишь против мирных жителей, но противостоять опытным военачальникам турков были неспособны.
Уже позже в поход выступили благородные рыцари, которые собрали под своими знаменами более обученные войска. И с этого момента перевес был на стороне крестоносцев. В мае 1097 года крестоносцы захватили город Никею, в июле – Анатолию. Хотя крестоносцы побеждали турков ценой огромных потерь, война не останавливалась, потому что оставшиеся в живых получали столько золота и серебра, что забывали о крови и боли и шли дальше.
Наконец крестоносцы подошли к стенам Антиохии. Осада неприступной крепости продолжалась восемь месяцев. Крестоносцев уничтожал голод, контратаки турков и чума. Положение рыцарей настолько осложнилось, что грозило провалом всего крестового похода. Город был взят в последний момент благодаря предательству одного из его обитателей, некого Фируза, обманутого женой и снедаемого жаждой мести. Он открыл ночью одну из дверей города осаждавшим.
Но самая страшные события произошли в городе Маарат-аль-Нуман, где крестоносцы истребили тысячи жителей. Это новое завоевание и раздел добычи разожгли споры между сеньорами, многие из которых были больше озабочены созданием своих собственных королевств, чем освобождением Иерусалима. Пока они спорили за право владеть городом, изголодавшиеся «рядовые», которые бродили по улицам Маарата и на которых никто не обращал внимания, подняли страшное восстание. Чтобы вернуть баронов на путь к Иерусалиму, они начали методично уничтожать только что завоеванный город. Они разбирали укрепления, жгли дома, рушили стены, уничтожая все, что привлекало алчных сеньоров.
В конце концов, беднота добилась своего. Но в аду Маарата, в плену у страха, голода и жажды, в то время, когда бароны делили добычу, случилось то, что до сих пор наполняет ужасом весь Восток. Среди бедняков начался каннибализм. Трупы сарацинов, валявшиеся в канавах, были разрезаны и жадно съедены. Историк Рауль де Кан писал: «Наши варили взрослых неверных в котлах. Они насаживали детей на колья и жарили их». Этот эпизод посеял ужас во всем исламском мире, и многие арабские города сдавались после этого без сопротивления.
Последняя крупная битва была при Иерусалиме, и о ней тоже вспоминают до сих пор. После месячной осады в июле 1099 г. Святой город был взят. Рассеявшись в городе, пьяные от страха и накопившегося ожидания, крестоносцы преследовали и убивали мусульман и евреев. Сначала в переулках города, а потом в мечети Аль-Акса или в храме Соломона. «Город представлял собой настолько ужасающее зрелище мученичества врагов, что сами победители были полны ужаса и отвращения», - пишет Гийом де Тир. Другой историк писал, что в мечети Аль-Акса «наши шли по щиколотку в крови», а горы трупов «целую неделю» горели под стенами города.
К слову, когда Саладин спустя 90 лет захватил Иерусалим, он поступил намного милосерднее «святых» крестоносцев. Он приказал: никакой резни, никаких грабежей. Ни один христианин, франкский или восточный, не должен быть обижен. Казначей аль-Асфахани приходил в ярость, видя, как патриарх Иерусалима вывозил телеги, груженные золотом, коврами, драгоценностями: «Мы позволили им унести свое имущество, но не сокровища церквей и монастырей. Их нужно остановить!» Саладин отказался: «Мы должны выполнять соглашения, которые подписали. Так христиане будут повсюду рассказывать о тех благодеяниях, которыми мы их осыпали».
Но до этого было еще далеко. Битва при Иерусалиме стала венцом первого крестового похода. Крестоносцы праздновали победу. Иерусалим и другие священные города были захвачены и стали владениями рыцарей. Но ненадолго. Христианские королевства на Востоке не пережили и двух столетий. Мусульмане, объединившись, с позором выгнали крестоносцев. После этого были новые крестовые походы, но все они оканчивались бесславно для рыцарей и Церкви, забывшей о своем истинном предназначении и воле Божьей.
Такие страшные заблуждения не проходят бесследно. Даже по прошествии многих лет мусульмане не простят Христианской церкви крестовых походов, и христиане навсегда останутся для них грабителями и убийцами невинных женщин и детей. И когда в 1981 году турок Али Агджа совершил покушение на Папу Римского, он писал об этом: «Я решил убить Иоанна Павла II , верховного главнокомандующего крестоносцев».
Лишь в ХХ веке папа Иоанн Павел II попросил прощения у мусульман за злодеяния, совершенные во времена крестовых походов. И появилась надежда, что придет день, когда злой корень вражды мусульман и христиан будет уничтожен, и сердца мусульман увидят во Христе не жестокого бога людоедов, грабителей и убийц, а Бога любви, милосердия и правды.