Ретроспектива

Кого предавал Мазепа?

Вера Лебедева

Кого предавал Мазепа?«Я не буду брать денег с этим предателем», — заявила моя сестра, приехав из России, когда в обменном пункте получила наши десятигривенные купюры с портретом печально известного гетмана Ивана Степановича Мазепы.

Странно, — подумалось мне тогда, — за что внучке «самостийныка» (а, по слухам, в годы Гражданской войны наш дед был петлюровцем) так ненавидеть Мазепу? Хотя, признаться, своего деда и я, помнится, тоже боялась и недолюбливала. Меня, пионерку, будущего строителя коммунизма, просто ужасала его ненависть к Советской власти, его узкое, как мне тогда казалось, националистическое мышление, хуторская психология индивидуалиста-кулака.

И, может быть, потому история Украины и ее культура как-то блекли, казались какими-то незначительными и второстепенными под энергичным и властным напором языка и культуры северо-восточного соседа.

Сейчас, конечно, я уже знаю, что наша история была извращена. О многих украинских деятелях и духовных подвижниках мы либо вовсе не знали, либо имели искаженное представление, так как пребывали под полным политическим и духовным контролем Москвы.

Откуда мне было знать тогда, что психологи, социологи, да и опыт развитых стран говорили о том, что тот, кто добровольно отдает свою свободную волю и власть распоряжаться своей собственной жизнью в чужие руки, никогда не вырастет в ответственного и зрелого человека. Он не будет способен вырастить достойных детей, облагородить свою землю и передать потомкам традиции, честь и славу своих предков. И это относится как к отдельно взятой человеческой личности, так и к отдельно взятому народу. Поэтому-то мы и не сформировались как сильная и независимая нация, а спим, мечтаем и ждем варяга, который придет и все устроит.

Казалось бы, что, пройдя Майдан, внешне мы стали свободными окончательно и бесповоротно. Но, к сожалению, что-то внутри нас самих мешает нам полностью насладиться этой свободой и самореализоваться как достойная нация.

Поэтому-то и не дает мне покоя этот «предатель» Мазепа. Как известно, в 1709 году он поднял восстание против имперской России в лице ее самодержца Петра I, заключив союз со шведским королем Карлом XII, который на тот момент воевал с Россией. Но для Украины мазепинская затея закончилась трагически. Полтавская битва была проиграна. Батурин — гетманская столица — был стерт с лица земли, а всех жителей этого города, не взирая на пол и возраст, уничтожили. О зверствах, соделанных там, не хочется писать.

Удивительно, как русские помнят и почитают своих героев. В сознании народа (не только русского, но и нашего) Петр I — герой-новатор, укрепивший, объединивший и продвинувший Россию на новый виток развития. И, кажется, никого особо не волнует, что Петербург построен на костях тысяч людей. Что царь Петр был (и об этом свидетельствуют исторические документы) непредсказуемым садистом, детоубийцей; устраивал дикие оргии, пьянствовал, не уважал священство. Об этом как-то не принято говорить.

А как у нас? Возьмем, к примеру, того же Мазепу. Воспитан по-европейски, прекрасный дипломат, владел несколькими европейскими языками. Он строил школы, храмы, почитал веру и священников. Ведь не пошел же наперекор Церкви и не женился на девушке Матроне Кочубеевой. Она была его крестницей, потому ее родители и мать самого Ивана были против. И уж если она сама убежала от родителей к нему, значит, любила. А было, видать, за что — бандурист, музыкант, поэт с благородной сединой. Но он поступил, как джентльмен, и вернул девушку обратно к родителям, потому что уважал честные и законные отношения, т.е. поступал вовсе не так, как об этом написано у А.С. Пушкина.

А что касается его отношений с Петром, то Мазепу можно понять. Часто общаясь с русским царем, наблюдая за его поступками, он вполне резонно мог предположить, что и Украину ждет та же участь, что ее, рано или поздно, тоже подомнут под себя. И, может, из-за страха за свой народ, а не только за себя лично, он и поднял это восстание. Мазепу поддержали запорожцы во главе с Костем Гордиенко, воспитанная им элита — старшины. Но основной массой крестьянства и казачества он не был понят.

Поэтому — не судьба! И не жить нам пока по высоким меркам морали шведских правителей, где премьер-министры ездят на велосипедах или в общественном транспорте, а во всем огромном стокгольмском муниципалитете всего три чиновника. Остальные сознательные члены общества заняты созидательным трудом на его благо, а не распылением средств и сил на предвыборные кампании. И поэтому-то по уровню жизни отдельно взятого, своего дорогого, здорового, щеголяющего средиземноморским загаром гражданина Швеция уже долгие годы впереди планеты всей.

А у нас Екатерина II полностью уничтожает казачество, а весь народ загоняет в стойло крепостничества. Что ж, поделом нам! Поделом!

Почему?

Потому, что почти 200 лет по всем городам и весям обширной Российской империи во всех православных храмах пели анафему Мазепе. Потому, что мы сами не знаем, не ценим, не уважаем своих героев. Грустно, но молодежь права, когда поет: «Я не хочу бути героєм України: не цінує героїв моя країна!» Как жаль!

Но почему попытки отдельных наших выдающихся личностей вязнут и застревают в сопротивляющейся среде своих же земляков, в грызне, зависти, недоверии и анархии?

Украинский мыслитель, философ и политолог Вячеслав Липинский, анализируя причины поражения национально-освободительного движения двадцатых годов прошлого века, видит следующие недостатки в чертах характера украинца, которые влияют на становление нашей страны, как государства.

В. Липинский предположил, что благоприятные природные условия Украины способствовали тому, что в народе развились лень и неспособность к постоянным, длительным и методическим усилиям. Это стало причиной того, что в народе не смогли развиться такие политические качества, как дисциплина, законопослушание, гражданская солидарность, способность к самопожертвованию и самоуважению.

Отрицательным последствием благоприятных условий в экономических отношениях между людьми было стимулирование в развитии их психологии «земле-хапства», т.е. борьбы между собой за легко доступные подарки природы. На более поздних этапах эволюции «земле-хапство» переродилось в «злодіє-хапство», которое Липинский рассматривал как одну из наиболее важных причин политической распри между украинцами. А чем меньше потребность в общем гражданском усилии, тем меньше и необходимость в политической организованности и политическом лидерстве.

Природные условия проживания украинцев обусловили преобладание в нашем характере эмоционального начала над разумом и волей. Но Бог создал народы способными к оздоровлению, — полагал тот же Липинский.

Где же выход и как оздоравливаться?

Однажды один народ вышел из египетского рабства (читай: империи, митрополии и т.п.). И тем самым указал путь свободы «рабам незрячім, гречкосіям».

Но путь по пустыне, т.е. жизнь в свободе, сопровождалась нехваткой мяса и питья (читай: колбасы, газа…), поэтому народ роптал и был разочарован. Однако тот народ, который вышел из рабства, все же организовался, перестал ныть и постепенно изжил рабскую кровь. И только после этого он вошел в обетованную землю. А посему и у нас есть надежда.

Если внимательно присмотреться к десятигривневой купюре, на ней можно прочесть: «А за віру хоч умріте, і вольностей бороніте!...» Это стихи из «Думи пана гетьмана Мазепи».

Тот, кому было уже почти под восемьдесят, на склоне лет, обладая авторитетом, богатством, собственностью в Украине и России, будучи вполне благополучным и удачливым человеком, смог от всего этого отказаться во имя свободы, — знал, о чем он говорит. Знал, что по пустыне испытаний без веры — не пройти.

Без чего еще не пройти?

Вспомним Тараса Шевченко: «полюбіте щирим серцем, розкуйтеся, братайтесь, обніміться ж брати мої, молю вас, благаю».