Проблема!

Любовь до гроба

Сергей Кавецкий

Любовь до гробаИздревле считалось, что покойников нужно уважать. О покойниках говорить плохо нельзя. Либо хорошо, либо ничего. Если не успел при жизни заработать уважение, можно просто умереть и тебя сразу все зауважают. Близкие и не очень начнут наперебой рассказывать, что они тебя знали, ели, пили с тобой и даже были друзьями.

Покойника всегда приглашали к столу, выставляя сто грамм с ломтем хлеба, тем самым давая ему понять, что мы его тут помним. И он, вообще-то, с нами, потому накрыто и на его долю. Не проявить должного уважения — значит накликать на себя беду в виде кошмарного сна, в котором умерший будет обижаться и маяться от неуважения или звать к себе.

Чтобы до такого не доводить, лучше опередить покойника и самим сходить к нему в гости. Первым делом наутро после похорон нужно отнести ему завтрак. Чтоб он как следует поел на новом месте. А потом можно навещать его в специально отведенные для этого дни. Кроме положенных девяти, сорока, полугода и года есть еще "проводы","гробки" или «родительский день». Это, в общем-то, разные названия одного дня, когда множество народа нескончаемым потоком отправляется на кладбища почтить память умерших родственников.

Покойного заваливают невероятным количеством живых и неживых цветов, корзинками из вечнозеленых растений. Человеку при жизни не приносили таких букетов! Уважать память усопших — дело, конечно, благородное, но часто благие намерения оборачиваются чем-то, мягко говоря, неприличным. Многие люди, придя на кладбище, накрывают такие «поляны», что с ними по масштабности могут тягаться разве только дни рождения и свадьбы. Кто успел заранее «поправить оградку» и вкопать столик, накрывают его, остальные располагаются прямо на могильном холмике или на близстоящей лавочке.

После первых минут молчаливого поминания компании оживляются и начинают весело беседовать, а еще спустя несколько поминальных чарок на некоторых могилках родственники пытаются выяснить, кто все-таки кого в гроб загнал. У какого-то надгробья затянули то ли песню, то ли плач, а где-то напоминавшийся родственник припал к холмику, видимо, желая напоследок обнять покойного.

Ближе к концу дня горстки людей, пошатываясь, устремляются назад к автобусам, чтобы занять место поудобней и с комфортом вернуться в царство живых. Теперь там можно продолжить поминание и уже в который раз пожелать всем усопшим «Царства Небесного».

В общем, с покойниками отношения у нас есть, причем довольно крепкие. С этим как-то все просто, и людей даже не удивляет некоторая мертвость одной из сторон. А вот с живыми пока тяжело ладить. А иметь какие-то дела с живым Богом совсем почему-то не хочется. С покойником как-то удобнее. Он ведь, если и знал чего лишнего про нас, так унес с собой в могилу, и на том все закончилось. А с Богом — сплошные неудобства. Он все про нас знает, все видит. На Него надо постоянно оглядываться и все такое. Парадоксально, но многих людей больше волнует, что о них подумает покойник. Не дай Бог, сделать что-нибудь такое, что его обидит. Он еще разгневается и явится совершить возмездие. А что если явится Бог и спросит с нас за все содеянное? И тогда перед кем будет страшнее держать ответ за все наши грехи?

Конечно, народ понимает, что однажды суждено человеку умереть. Особенно на кладбище ощущается реальность этого исхода. Некоторые люди даже заранее себе место готовят, выкупают участки, чтобы быть поближе к родственникам. За поминальной чаркой то тут, то там слышатся вздохи: «Ой, все там будем». Знают люди также хорошо, что оттуда еще никто не возвращался.

А многие ли знают, что один все-таки вернулся? Вернулся, чтобы рассказать, что место себе готовить хорошо, но не для бренного тела, которое умрет и будет похоронено в земле, а для нетленной души. И именно сейчас самый подходящий момент подумать о лучшем месте для нее. Тем более, что для всех желающих прислушаться к Тому, Кто «там» был и вернулся, оно уже приготовлено.