Семья

«О наших желанных замолвите слово»

Вера ЛЕБЕДЕВА
взаимопонимание

«У меня вышло, я смог!» — обрадованно сказал мне при встрече Руслан. И действительно, его глаза излучали спокойствие и уверенность. «Когда моя Людмила, — продолжал он, — в очередной раз обрушила на меня свою канонаду слов, слушая которые я раньше просто хлопал дверью и уходил из дому, — я смог, у меня получилось внутренне собраться и сконцентрироваться не на ее словах, интонации, тоне ее голоса, а… на своем сердце. И я был поражен тем, какая буря ненависти поднялась в нем. И, ты знаешь, мне стало страшно не из-за ее слов, а из-за моей собственной ненависти, которая просто убивала мою жену. И в отчаянии я взмолился Христу и выдержал это нападение, поэтому не хлопнул дверью и не убежал. А в следующий раз я сделал то же самое. И, понимаешь, я даже как-то по-другому стал смотреть на свою жену и — поразительно! — она становится другой».
Я слушала Руслана и вспоминала Тютчева:
«Нам не дано предугадать,
Как слово наше отзовется,
И нам сочувствие дается,
Как нам дается благодать».
Казалось бы — как все просто! Руслан проявил сочувствие к Людмиле, и ее слова не отозвались в его сердце гневом, обидой, раздражением. Во всяком случае, он совладал с ними. Хотя, конечно же, мы понимаем, что все это стало возможным благодаря действию Христовой благодати.
Так почему же на практике, в реальной жизни, мы ломаем столько копий в словесных баталиях, говорим столько ненужных и резких слов, иногда непоправимых?
Когда после очередного взрыва на шахте им. Засядько хоронили шахтеров, одну молодую женщину никак не могли отвести от гроба мужа. Она уже не могла ни плакать, ни кричать, и едва можно было расслышать, как она все причитала: «Если бы я знала, если бы я знала…» Как выяснилось, утром того трагического дня, когда муж собирался на работу, они поссорились. Как это часто бывает в наших семьях, решался вопрос — что важнее: поджарить яичницу и покормить мужа или заняться собственным макияжем. Уже уходя, муж хотел было примириться с ней. Но минометный огонь: «Пошел вон!!» навсегда выгнал его из дома. Если бы знать…
Действительно, что нам важно знать? Христос так бы разъяснил данную ситуацию: «Хорошее дерево не приносит плохих плодов. Дерево узнают по плодам. Ведь не собирают же с терновника инжир или с шиповника виноград. Из сердца доброго человека исходит добро, а из сердца злого человека — зло. То, что у человека на сердце, то у него и на устах» (Лк. 6:43-45). Другими словами, наши проблемы во взаимоотношениях напрямую связаны с тем, какими ценностями и сокровищами своих середц мы готовы одарить тех, с кем общаемся.
Как получилось, что Руслан смог по-другому, по-рыцарски отреагировать на обидные, резкие слова Людмилы? Что изменилось в его сердце? И я вспоминаю наши прошлые разговоры с ним:
— Я работаю день и ночь, а ей — все мало, все — не так, — с болью и возмущением рассказывал он.
— А ты хотел бы, чтобы она уважала, ценила, хвалила и почитала тебя?
— Да хотя бы не пилила и понимала, как я устаю, как я нуждаюсь в поддержке!
И я только с грустью отмечала, сколько раздражения и горечи было у него внутри.
«Что вызывает среди вас споры и разногласия? Не ваши ли желания, которые борются друг с другом внутри вас самих? Вы чего-то хотите, но не имеете,… вы за что-то боретесь, чего-то добиваетесь, но ничего не получаете. Не получаете потому, что не просите, а если и просите, то из самолюбивых побуждений, думаете о том, как бы удовлетворить самих себя» (Иак. 4:1-3).
У Руслана было вроде бы правомерное желание быть понятым, оцененным своей женой. Но жена, в силу разных причин, не удовлетворяла этого желания. А оно, вопреки всему, становилось все сильнее и саднило, как заноза. Оно начинало расти, расти и управлять сердцем Руслана, постепенно превращаясь в требование.
Справедливости ради, я не стану утверждать, что у Людмилы, в свою очередь, не было таких же разрушительных, убийственных желаний. А, если уж совсем честно, то у меня, дорогой читатель, у самой очень много таких желаний.
Желание добиться успеха на работе перерастает в требование похвалы от начальника. Похвальное желание быть хорошей матерью превращается в стремление сделать своих детей средством укрепления собственной репутации. А желание иметь друзей перерождается в погоню за всеобщим признанием и вызывает гнев, когда кто-то не хочет меня признавать. Список можно продолжить.
Желание Руслана быть оцененным женой стало управлять им и превращалось в гнев, обиду, ярость всякий раз, когда оно было неудовлетворено.
Итак, вместо того чтобы быть движимым любовью к своей, пусть несовершенной, но единственной подруге юности, матери его детей (а ведь именно это заповедано ему Богом), — Русланом управляло стремление признать его уязвленное, недооцененное Эго!
Увидев себя в таком свете, Руслан понял, что, воюя против жены, он, в первую очередь, воюет против Бога, Который дал ему ее. И, помолившись, смог заменить требование признания и почитания себя на глубокую благодарность и почтение к Богу, подарившему ему семью, детей, милость, благодать, любовь, вечную жизнь…
«И, знаешь, — сказал мне напоследок Руслан, — я понял, что все мои попытки собственными силами изменить Людмилу ни к чему не привели — ни мои многомесячные уходы, ни хлопанья дверью, ни угрюмое молчание. Только тогда, когда я стал искать Божьего, а не своего, т.е.:
- я понял, что жена — не моя собственность, сотворенная для моего комфорта, а Божье дитя;
- сам я далеко не идеален;
- и если Бог допускает такие ситуации в нашей семье, значит, нам обоим нужно исправиться. А начать исправление я должен с себя, как глава семьи. Вот тогда-то и стали происходить победы в наших отношениях.